1. Пресс-центр
  2. Новости
  3. ВНЦ РАН
  4. XIV Открытая республиканская летняя математическая школа для учителей собрала около ста участников из разных регионов России

XIV Открытая республиканская летняя математическая школа для учителей собрала около ста участников из разных регионов России

Июль 10, 2024 Просмотров: 202

С 24 по 27 июня 2024 года в онлайн формате состоялась работа  XIV Открытой республиканской летней математической школы для учителей (ЛМШУ-2024), посвященной 300-летию РАН и 30-летию ВНЦ РАН. Тема нынешнего года – «Учебный диалог как средство формирования и развития научного стиля мышления школьников». В рамках ЛМШУ впервые состоялась Межрегиональная конференция учителей математики. Организаторами ЛМШУ-2024 выступили Владикавказский научный центр РАН, Южный математический институт – филиал ВНЦ РАН, Северо-Кавказский центр математических исследований ВНЦ РАН, Владикавказский Центр непрерывного математического образования, Лаборатория математики ООО «Просвещение-Союз», Северо-Осетинское отделение Межрегиональной общественной организации «Ассоциация учителей математики».

Целью проведения ЛМШУ-2024 является внедрение в учебный процесс научных результатов в области теории и методики обучения математике; формирование и развитие исследовательской методической компетенции учителей математики; содействие преодолению профессиональных предметных и методических дефицитов учителей математики; обсуждение актуальных проблем развития школьного математического образования.

В ходе работы ЛМШУ были проведены следующие мероприятия: лекции – «О проблеме математической грамотности» (лектор – д.ф.-м.н., профессор Алексей Владиславович Боровских (МГУ, г. Москва), «Непостижимая эффективность математики» (лектор – д.ф.-м.н., профессор Анатолий Георгиевич Кусраев (ВНЦ РАН (ЮМИ, СКЦМИ), г. Владикавказ), «Диалог учителя с искусственным интеллектом» (лектор – Мария Дмитриевна Макаренко, СОГУ, г. Владикавказ), «Проектирование учебно-исследовательских заданий при обучении алгебре» (лектор – к.пед.н., доцент Елена Львовна Мардахаева (МГПУ, ООО «Просвещение-Союз», г. Москва) и циклы лекций – «Формирование и развитие научного стиля мышления школьников в ходе обучения математике» (лектор – к.пед.н. Вера Сергеевна Абатурова (ВНЦ РАН (ЮМИ, СКЦМИ), г. Владикавказ), «Задачи с параметром: методика обучения поиску пути решения» (лектор – к.ф.-м.н., доцент Владимир Николаевич Дятлов (НГУ, г. Новосибирск), «Методика обучения решению задач на доказательство и построение в диалоге с учащимися» (лектор – д.пед.н., профессор Ирина Евгеньевна Малова (БГУ, г. Брянск), «Самоорганизация поисковой и исследовательской деятельности школьников в освоении сложных систем и знаний» (лектор – д.пед.н., к.ф.-м.н., профессор Евгений Иванович Смирнов (ЯГПУ, г. Ярославль).

лмшу 2024_лекторы.jpg

Участниками ЛМШУ-2024 стали учителя и преподаватели математики из 36 регионов России. По итогам школы сертификаты получили 96 участников ЛМШУ. География участников ЛМШУ-2024 включает 41 город и 9 иных населенных пунктов (пгт, сел и деревень). В частности, были представлены Амурская область (г. Благовещенск), Архангельская область (г. Архангельск, г. Северодвинск, г. Мирный), Брянская область (г. Брянск), Забайкальский край (г. Чита), Ивановская область (г. Иваново), Калужская область (г. Людиново), Кемеровская область (г. Киселевск), Кировская область (г. Киров, г. Котельнич), Костромская область (г. Галич), Краснодарский край (г. Тихорецк), Красноярский край (пгт. Козулька), Курская область (г. Курск, м. Свобода), г.Москва, Московская область (г. Дубна, г. Химки, д. Островцы), Мурманская область (г. Мурманск), Нижегородская область (г. Нижний Новгород, г. Дзержинск, р.п. Тумботино), Новосибирская область (г. Новосибирск, р.п. Краснообск), Оренбургская область (г. Оренбург, г. Бузулука), Омская область (г. Омск), Пермский край (г. Пермь, г. Оса), Приморский край (г. Владивосток), Республика Адыгея (г. Майкоп), Республика Алтай (г. Горно-Алтайск), Республика Карелия (г. Петрозаводск, г. Медвежьегорск), Республика Крым (г. Симферополь, с. Оленевка), Республика Татарстан (г. Казань), Республика Северная Осетия-Алания (г. Беслан, г. Владикавказ, г. Моздок, с. Сурх-Дигора), Рязанская область (с. Поляны), г. Санкт-Петербург, Свердловская область (г. Екатеринбург, г. Нижний Тагил), Самарскаяя область (г. Самара), Смоленская область (г. Смоленск),  Тюменская область (г. Тюмень), Удмуртская Республика (д. Хохряки), Хабаровский край (г. Хабаровск, г. Комсомольск-на-Амуре), ХМАО-Югра (пгт. Березово), Ярославская область (г. Ярославль).

На открытии ЛМШУ с приветственными словами к участникам обратились: научный руководитель ВНЦ РАН, директор ЮМИ ВНЦ РАН, д.ф.-м.н., профессор А.Г. Кусраев; сопредседатель Оргкомитета ЛМШУ-2024, зам.директора по научно-организационной и образовательной деятельности ВНЦ РАН, руководитель отдела развития математического образования СКЦМИ ВНЦ РАН к.пед.н. В.С. Абатурова; генеральный директор издательство «Интеллект-Центр» к.пед.н. М.Б. Миндюк.

- Нам предстоит большой профессиональный разговор о проблемах математического образования в школе. Наступил тот самый серьезный момент, когда мы начинаем уходить от Болонской системы, разумеется, не теряя то, что было создано конструктивного и позитивного, и будем создавать новую систему, учитывая, в том числе, и то лучшее, что было в советской системе образования, - сказал Анатолий Георгиевич Кусраев. – Мы находимся в начале этого сложного пути и чрезвычайно важно, чтобы сегодня консолидировались все, кто занимается этими проблемами. К нам присоединилось ООО «Издательство «Интеллект - Центр», АО «Просвещение – Союз», и я расцениваю это как положительный факт. Уверен, что благодаря этому партнерству наша XIV традиционная Летняя математическая школа для учителей выходит на новый уровень. Хочу пожелать удачи ЛМШУ и главным действующим лицам этого мероприятия – учителям. Я всегда считал и считаю, что каждый из нас многим обязан своим учителям. У нас есть долг, все еще неоплатный, у всех у нас, кто получил образование в советской или российской школе, и в меру своих сил мы будем помогать учителям быть на уровне тех вызовов, которые возникают и в учебном процессе, и в профессии учителя, и в работе со школьниками.

Об истории создания Летней математической школы для учителей и о том, какие трансформации она прошла за годы своей работы рассказала сопредседатель оргкомитета ЛМШУ к.пед.н. Вера Сергеевна Абатурова.

– Летняя математическая школа для учителей создавалась нами так, чтобы развивалась интеграция двух направлений науки – математики и теории и методики обучения математике. То, что сейчас у нас это направление развивается, и в этом году мы стали тесно взаимодействовать с известными российскими издательствами, которые ориентируются на реальный запрос учителя,  позволяет расширить практическую составляющую программы ЛМШУ. Проведение в рамках ЛМШУ Конференции учителей математики позволит организовать реальный учебный диалог участников ЛМШУ – лекторов и слушателей, тем самым задача школы будет выполнена, - говорит В.С.Абатурова. – Учебный диалог помогает учащимся формировать и развивать математическое мышление, через диалог учащиеся могут выражать свои мысли, слушать мнение других, обсуждать проблемы и находить решения. Внедрение научных результатов в практическую деятельность учителя мы стали осуществлять во Владикавказском научном центре Российской академии наук под руководством Анатолия Георгиевича Кусраева и с каждым годом все более и более убеждаемся, что работа эта важная и нужная всем, кто включен в этот процесс.

В приветственном слове Михаила Борисовича Миндюка было отмечено, что издательство «Интеллект-Центр» активно работает в последнее время с Владикавказским научным центром РАН в формате проведения семинара «Наука - Школе» с участием авторов учебных пособий издательства, и эта работа важны и издательству, и слушателям, в связи с чем в новом учебном году работа продолжится. М.Б.Миндюк также отметил, что в рамках совместной деятельности ВНЦ РАН и издательства «Интеллект-Центр» руководству семинара для передачи самым активным учителям математики были направлены учебные пособия по подготовке к ОГЭ и  ЕГЭ по математике.

27 июня 2024 года также состоялась первая Межрегиональная научно-практическая конференция учителей и преподавателей математики «Наука в школе: исследовательская методическая деятельность учителя математики». В ходе конференции прозвучали 13 докладов. Каждый доклад был прокомментирован д.пед.н., профессором Маловой И.Е. и к.пед.н. Абатуровой В.С. с целью выявления затруднений учителя в ходе осуществления исследовательской методической деятельности.

лмшу2024_скрин с конференции.jpg

С докладами на конференции выступили: Ахполова И.И., Бурнацева Е.В., Байбус Н.К., Джабиева Р.А., Охват Л.П. (СКСВУ, г. Владикавказ), Вдовина О.В. (МБОУ СШ 17, г. Архангельск), Гуцунаева Р.М. (МБОУ СОШ № 50, г. Владикавказ), Лосева Н.В. (МБОУ СОМШ №44, ВЦНМО, г. Владикавказ), Тедеева Е.П. (МБОУ СОШ №1, РСО-А, с. Октябрьское), Давыдова О.В. (МАОУ СОШ №15, г. Тюмень), Журавлева Н.А. (Читинское суворовское военное училище МВД России», г. Чита), Федорова С.И. (Московская область д. Островцы).

Конференция ярко продемонстрировала, что обмен опытом среди преподавателей играет важную роль в их профессиональном развитии. Взаимодействие коллег из разных регионов позволяет узнавать новые подходы к обучению, делиться личными практиками и методиками, а также получать вдохновение от успешных историй своих коллег. Такие конференции способствуют стремлению к постоянному росту и совершенствованию профессиональных навыков, что в конечном итоге благоприятно сказывается на качестве образовательного процесса и успехах учеников. Делясь впечатлениями о прошедшей научно-практической конференции, участники ЛМШУ отмечали необходимость продолжать поводить подобные инициативы и содействовать обмену профессиональным опытом.

Участники ЛМШУ-2024, пожелавшие пройти курс повышения квалификации, получили доступ к обучению по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации по теме «Вычисления и преобразования, алгебраические выражения: подготовка школьников к ЕГЭ и ОГЭ по математике» (16 ак.ч.).

Итоги Летней математической школы для учителей были подведены на закрытии конференции. Участники ЛМШУ выразили искреннюю благодарность Оргкомитету за высокий уровень организации Школы и конференции, содержательные лекции и доклады. Пожелания провести ЛМШУ-2025 со сходной тематикой были озвучены несколькими участниками в ходе закрытия, и практически каждым – в анкете участника, заполненной в гуглформе.

Оргкомитет ЛМШУ-2024