1. Мероприятия
  2. Архив мероприятий
  3. 2014
  4. 27 июля на базе «Альплагеря «Цей» завершился V Летний математический научно-образовательный форум, начало которому было положено 23 июня 2014 г. во Владикавказе

27 июля на базе «Альплагеря «Цей» завершился V Летний математический научно-образовательный форум, начало которому было положено 23 июня 2014 г. во Владикавказе

Просмотров: 5699
«Научный модуль» - III заключительная сессия ЛМШУ, которая проводилась в период с 21 по 27 июля 2014 года в Цее одновременно со Школой-конференцией с международным участием «X Владикавказская молодежная математическая школа». 

 

В приветственном слове А.Г. Кусраев, д.ф.-м.н., профессор, директор Южного математического института ВНЦ РАН и РСО-А, председатель Программного комитета ЛМШУ, пожелал участникам III сессии ЛМШУ – учителям математики, физики и информатики –  результативной работы и новых творческих открытий в ходе формального и неформального общения с лекторами и коллегами. Отметив готовность присутствующих учителей учиться новому, В.С. Абатурова, к.пед.н., зав. отделом образовательных и информационных технологий ЮМИ ВНЦ РАН и РСО-А, директор Владикавказского Центра непрерывного математического образования, руководитель Оргкомитета ЛМШУ, задала позитивный тон первому рабочему дню  и представила участникам ЛМШУ гостей - лекторов, прибывших поделиться актуальными научными достижениями и методическими рекомендациями по теории и методике обучения математике, физике и информатике, известных экспертов в области школьного физико-математического и информационного образования, разработчиков современных образовательных технологий и авторов учебников российского издательства «БИНОМ. Лаборатория знаний» по математике, физике и информатике: Малову И.Е. - д. пед.н, профессора кафедры алгебры и геометрии БГУ им. И.Г. Петровского, соавтора проекта «МПИ» (Брянск); Кривченко И.В. - автора учебников по физике для 7-9 классов, лауреата конкурса «Дистанционный учитель России 2000», руководителя web-сайта www.fizika.ru (Севастополь); Босову Л.Л. - д пед. н., Заслуженного учителя РФ, лауреата премии Правительства РФ в области образования, автора УМК по курсу «Информатика» для основной школы (Москва). В рамках сложившегося сотрудничества между ЮМИ, ВЦНМО и Московским физико-техническим институтом – преподаватель кафедры общей физики МФТИ Бабинцев В.А. также стал приглашенным лектором ЛМШУ. 

В первой лекции ЛМШУ Абатурова В.С. осветила основные аспекты применения методологии математического моделирования в обучении математике в школе и поставила проблему разработки междисциплинарного подхода в обучении математике, физике и информатике в школе. Не менее важный вопрос, рассмотренный в докладе, был посвящен реализации в РСО-А «Концепции развития математического образования в РФ», принятой Правительством РФ 24 декабря 2013 г. Появление этого документа подтверждает обеспокоенность органов государственной власти РФ снижением уровня математических знаний выпускников российских школ и студентов вузов и подчеркивает необходимость кардинального изменения этой ситуации. Как известно именно математическая наука и математическое образование как важнейшие составляющие мирового научно-технического прогресса играют особую роль в современном высокотехнологичном мире, которая выражается в повсеместном применении современных математических методов в решении задач развития конкурентоспособности национальной экономики и обороноспособности страны. Из выступления слушатели ЛМШУ узнали, что в целях реализации Концепции в республике разрабатывается комплексный план мероприятий, в который включено ежегодное проведение Летнего математического научно-образовательного форума, состоящего из Летней школы точных наук для школьников, Летней  математической  школы для учителей, Школы - конференции молодых ученых «Владикавказская молодежная математическая школа» и Международной конференции «Порядковый анализ и смежные вопросы математического образования». Основным механизмом реализации Концепции в республике должна стать «Республиканская сетевая интегрированная модель развития математического образования в РСО-А», разработанная Южным математическим институтом ВНЦ РАН и РСО-А в рамках сотрудничества с Министерством образования и науки РСО-А, объединившего с этой целью все организации, участвующие в развитии математического образования  - ЮМИ ВНЦ РАН и РСО-А, СОГУ им. К.Л.Хетагурова, СО РИПКРО, СОГПИ, ВЦНМО, РФМЛИ, базовые общеобразовательные школы и учреждения дополнительного образования. Для эффективного функционирования модели необходимо также наличие в республике сети районных центров развития школьного математического образования на базе школ, имеющих специализированные математические классы, и учреждений дополнительного образования, имеющих математические кружки. 

 

Интересной для участников ЛМШУ стала лекция Макаренко М.Д. – старшего преподавателя кафедры алгебры и геометрии факультета математики и информационных технологий СОГУ, зам. директора по информационным технологиям Владикавказского Центра непрерывного математического образования на тему «Робототехника. Моделирование и конструирование». Для чего в жизни человека используются роботы и каково значение робототехники в науке и жизни? Макаренко М.Д. рассмотрела в докладе жизненно важные для человека сферы деятельности: безопасность, производство, социальную и бытовую стороны существования человека, в которых роботы и автоматы играют значительную роль. Примером может служить применение роботов в медицине. Так называемая «роботизированная хирургия», имеющая ряд преимуществ, позволяет радикально повысить качество жизни человека. Активно в медицине используются и нанороботы для выявления больных органов человека и их лечения, что значительно облегчает для больных процедуру обследования и лечения организма. 

Второй день «Научного модуля» ЛМШУ был ознаменован Торжественным открытием мероприятий Форума - Владикавказской молодёжной математической школы и Летней математической школы для учителей. Поздравив присутствующих с открытием, профессор А.Г. Кусраев подчеркнул, что участниками  мероприятий Форума в Цее  стали 65 человек разных возрастов – от 16 до 70 лет. В ВММШ приняли участие студенты, магистранты и аспиранты, а также молодые ученые, имеющие степень кандидата наук и даже школьник, обучающийся в ВЦНМО и  рекомендованный оргкомитетом ЛШТН к участию в ВММШ по итогам ЛШТН. Анатолий Георгиевич отметил, что Цей для летних школ выбран оргкомитетом Форума неслучайно: это уникальный район РСО-А, располагающий не только к продуктивной работе, но и к активному отдыху. 

 

С пленарным докладом для молодых ученых и учителей на тему «О системе организации математических исследований и проблемах математического образования» выступил Ю.С. Вишняков - д.т.н., заместитель академика-секретаря Отделения математических наук РАН (Москва). Подробно рассказав о современных тенденциях в математической науке, Ю.С. Вишняков отметил, что Россия богата талантливой молодежью, которая увлечена математикой. Так, одним из очень ярких математических открытий в мировой математической науке стало доказательство российским математиком к.ф.-м.н. Г.Я. Перельманом в 2006 г. гипотезы Пуанкаре. В этом же году медалью Филдса за междисциплинарные научные достижения в области теории вероятностей, теории представлений и алгебраической геометрии был награжден еще один наш соотечественник - А.Ю. Окуньков… Говоря о значимости математических исследований, Ю.С. Вишняков напомнил присутствующим о научных математических школах России, к которым относятся школы академиков Келдыша М.В., Марчука Г.И., Боголюбова Н.Н., Колмогорова А.Н. и многих других крупных российских ученых.  Вклад в мировую науку каждой из этих школ велик и способствует непрерывному развитию новых областей науки и образования. 

 

В последующие дни Школы проходили научно-практические семинары, на которых участники ЛМШУ могли ознакомиться с новыми методическими разработками по математике, информатике и физике и обогатить свой педагогический опыт новыми авторскими образовательными технологиями. Авторами БИНОМа были прочитаны циклы лекций на темы: «Обогащающая модель обучения «Математика. Психология. Интеллект» (МПИ): междисциплинарный аспект» - лектор - Малова И.Е.; «Современные подходы к изучению информатики в школе: междисциплинарные связи и метапредметные результаты» - лектор - Босова Л.Л.; «Реализация межпредметных связей физики с математикой и информатикой - взаимосвязь деятельности учителя и деятельности учащихся» - лектор - Кривченко И.В.

Знакомство с авторскими методиками для участников семинаров началось с цикла лекций профессора И.Е. Маловой на тему «Обогащающая модель обучения «Математика. Психология. Интеллект» (МПИ): междисциплинарный аспект». Главная идея проекта, разработанного д. пед. н., профессором ТГПУ (Томск), Э.Г. Гельфман и д.психол.н., зав. лабораторией психологии способностей и ментальных ресурсов им. В.Н. Дружинина Института психологии РАН (Москва) М.А. Холодной,- помочь школе реализовать право каждого ребенка быть умным Эта «обогащающая» модель отражена в серии из 14-ти учебных книг по математике  для учащихся 5–9-х классов (издательство БИНОМ). Специфика книг заключается в особенностях конструирования учебного текста, который, будучи проекцией структуры научного математического знания, в то же время является проекцией основных компонентов ментального (умственного) опыта ученика. Сейчас этот учебно-методический комплекс успешно применяется в обучении математике учителями из многих регионов РФ, включая общеобразовательную школу № 8 г. Беслана, РСО-А. Проект МПИ, активным участником которого является профессор И.Е. Малова, направлен на интеллектуальное воспитание учащихся основной школы, – новой формы организации учебной деятельности, в рамках которой каждому ученику оказывается индивидуализированная педагогическая помощь с целью развития его интеллектуальных способностей. 

 

Выступив с циклом лекций: «Современные подходы к изучению информатики в школе: междисциплинарные связи и метапредметные результаты» Босова Л.Л. охарактеризовала предпосылки новой организации образовательного процесса, указала современные тенденции в информационном образовании, подчеркнула необходимость использования ИКТ в учебном процессе. Автор обратила внимание участников ЛМШУ на важность междисциплинарных связей между дополняющими друг друга предметами - математикой и информатикой, поскольку информатика имеет математические основы. Участники Школы узнали о программе курса, разработанного Л.Л. Босовой «Основы алгоритмизации и программирования», где межпредметным связям с математикой, физикой и другими учебными дисциплинами уделяется большое внимание за счет подбора задач из соответствующих предметных областей. Курс позволяет учащимся проследить технологическую цепочку решения разных задач с использованием компьютера (постановка-модель-алгоритм-результат), формирует их алгоритмическую культуру и усиливает интерес к традиционным школьным предметам. 

 

Приступив к циклу лекций по методике обучения физике «Предметно-независимые, компьютероориентированные, дидактические технологии организации самостоятельной работы учащихся с учебными текстами», И.В. Кривченко обратил особое внимание на важность овладения узким понятийным аппаратом устойчивых фразеологических оборотов в физике, не познав который, учащийся не сможет продвинуться ни в самостоятельной работе по освоению материала из учебных текстов по физике, ни в освоении следующего, более сложного материала по этому предмету. Большую ценность в области дидактики физики представляет собой сайт fizika.ru, разработчиком которого является И.В. Кривченко.  Сайт насыщен большим количеством действенных технологий, формирующих, в первую очередь, речевой терминологический аппарат и аналитические способности учащегося в процессе изучения физики. Благодаря определенным методическим инструментам, примененным автором при разработке сайта, ученик осваивает и смысловое чтение. Также на сайте есть учебный материал, интересные тесты с разноуровневыми заданиями, заинтересовавшись которыми, учащийся с удовольствие проводит свободное время за освоением физики (подтверждением является растущее число посетителей сайта – учителей физики и школьников). Докладчик продемонстрировал статистические данные по результатам работы учителей физики из разных регионов России и бывших стран СНГ с сайтом, показав наглядно, насколько повышается мотивация ученика в процессе изучения материала по физике с помощью сайта fizika.ru и какова итоговая результативность в изучении этого предмета. 



24 июля состоялся Круглый стол на тему реализации Концепции математического образования в РСО-А, объединивший участников ЛМШУ и ВММШ. В ходе этого совместного  мероприятия активно обсуждались проблемы, связанные с принятием нового для образовательной системы России документа «Концепция развития математического образования в Российской Федерации», а также итоги работы Форума. Возможность внести предложения в резолюцию Форума получил каждый присутствующий на Круглом столе. Директор МБОУ СОШ №5 г. Беслана И.Р. Баева предложила включить в план работы ЛМШУ тренинги психологов, которые помогли бы перестроить мировоззрение учителей на «выработку иммунитета» к слишком частым изменениям в образовательной системе РФ. 

Своим мнением поделилась А.А. Гетоева – студентка 2 курса МГУ ВМК (Москва), несколько лет обучавшаяся во Владикавказском Центре непрерывного математического образования: «Очень хотелось бы видеть совместную слаженную работу всех образовательных учреждений республики в вопросе раскрытия таланта у учащихся для последующей непрерывной работы с ними»,- в качестве примера Аида привела свой опыт взаимодействия с ВЦНМО за последние два года. Будучи студенткой самого крупного российского вуза – МГУ, она уже второй год  приезжает в Осетию для участия в Летней школе точных наук и делится своими знаниями с детьми, у которых есть неподдельный интерес к учебе. А. Гетоева подчеркнула, что необходимо как можно больше детей вовлекать в непрерывный образовательный процесс, который осуществляет ВЦНМО, тогда непременно появятся результаты в школьном математическом образовании республики всероссийского, а может быть и мирового уровня. 

Профессор МГУ, д.ф.-м.н. Г.Г. Магарил-Ильяев отметил профессионализм специалистов Южного математического института ВНЦ РАН и РСО-А, воплощающих в жизнь такие интересные идеи, как проведение Летнего математического научно-образовательного форума,  и рекомендовал приглашать к участию в Форуме известных мировому научному сообществу ученых - математиков, что, в свою очередь, способствовало бы проявлению большего интереса к Форуму извне. Ещё одно предложение - организовать в ЮМИ такую же непрерывную издательскую деятельность в области математического образования. 

Подведя итоги круглого стола, профессор А.Г. Кусраев поблагодарил всех высказавшихся за идеи и предложения, способствующие совершенствованию организации и проведению Форума. 

 

В последний рабочий день ЛМШУ, 25 июля, с актуальной для современного российского образования темой «Зачем нужны межпредметные связи?» выступил Бабинцев В.А.– преподаватель кафедры общей физики МФТИ (Москва). «Прежде чем внедрять в школу междисциплинарный подход в обучении какой - либо дисциплине, учитель должен выявить, где для понимания конкретного предмета ученику необходимы знания из других областей наук и как происходит взаимодействие знаний из разных школьных дисциплин. При этом учитель должен объяснить, что законы познания едины, независимо от предметных областей. В свою очередь ученик, понимая взаимосвязь научных законов, научится анализу сложных процессов и проявит готовность к моделированию (синтезу нескольких идей)». Рассказывая об особенностях методов обучения анализу сложных систем, В.А. Бабинцев выделил три необходимые составляющие: предварительное освоение учащимися базовых элементов знания (школьная программа), заинтересованность учащихся, высокий уровень подготовки учителя (сверх школьной программы). «Современная Россия требует от своих граждан достижения высоких целей, связанных с переходом к многополярному миру, развитием постиндустриального общества, приятием многонациональной культуры, ресурсосбережением… и как важно и необходимо для решения серьезных задач современности понимание многих взаимозависимых процессов. На это способны лишь квалифицированные специалисты. Вырастить таких профессионалов - главная задача школы и вуза». 

  

В этот же день участников Форума ждал сюрприз - концерт классической музыки ведущих музыкантов и оперных исполнителей Государственного театра оперы и балета РСО-Алания, приглашенных для чествования гостей Форума, которые стали в этом году юбилярами. Особые, теплые слова с пожеланиями здоровья, энергии, оптимизма и реализации творческих планов от имени Президиума ВНЦ РАН и РСО-А и коллектива ЮМИ ВНЦ РАН и РСО-А произнес А.Г. Кусраев в адрес Асхабова С.Н. - д.ф.-м.н., профессора, декана факультета математики и компьютерных технологий ЧГУ (Грозный), отметившего 60-летие, Вишнякова Ю.С. – д.т.н., заместителя академика-секретаря отделения математических наук РАН (Москва), Магарил-Ильяева Г.Г. - д.ф.-м.н., профессора МГТУ МИРЭА (Москва) и Мальцева И.А.- д.ф.-м.н., ведущего научного сотрудника Института математики СО РАН (Новосибирск), отпраздновавших в 2014 году 70-летие. 

 

Завершающим работу «Научного модуля» стал семинар-тренинг, проведенный Абатуровой В.С. и Маловой И.Е. на тему: «Проектирование урока изучения нового материала». В ходе семинара учителя были распределены по группам (до 6-ти человек) с целью коллективного обсуждения вопросов проектирования интегрированного урока (ИУ) математики на тему: «Действие со степенями» с включением знаний из смежных дисциплин: физики и информатики. Перед учителями были поставлены 3 задачи: 1. Раскрыть логику развития математического материала; 2. Понять, каково участие учителя физики в обучении новому материалу; 3. Как может участвовать в процессе подачи нового материала учитель информатики. По этому же принципу было предложено разработать схемы интегрированных уроков учителям физики и информатики. 
Эксперимент вызвал оживленную дискуссию, где было предложено несколько вариантов конструирования интегрированного урока, основными базовыми требованиями к которому стали: понимание учителем необходимости, назначения и процесса проектирования ИУ, разработки этапов ИУ, наличие источников информации из других школьных дисциплин в рамках темы ИУ, поиск цели и форм ИУ, а также критериев эффективности ИУ. В завершении тренинга было предложено каждому учителю – участнику ЛМШУ провести в течение 2014-2015 уч. года интегрированный урок по своему предмету, используя новые методические и междисциплинарные знания, полученные в ходе семинара-тренинга. 




Пребывание в Цее позволило участникам Форума приобщиться и к активному экскурсионному отдыху. Прогулка по канатной дороге к Сказскому леднику, походы по экологическим тропам заповедника к Цейскому леднику и к водопадам реки Шагоцикомдон, к одному из самых архаичных святилищ Осетии - Рекому оставили у участников неизгладимые впечатления от V Летнего математического научно-образовательного форума. На закрытии Форума участники высказали слова благодарности организаторам этого масштабного мероприятия и выразили надежду, что в следующем, 2015 году, они вновь смогут принять участие в Форуме и привлекут к участию своих коллег, заинтересованных в таком повышении квалификации.