1. Пресс-центр
  2. Новости
  3. ЮМИ
  4. Состоялась I сессия Лектория «Моделирование методической деятельности учителя математики при обучении учащихся решению сложных задач»

Состоялась I сессия Лектория «Моделирование методической деятельности учителя математики при обучении учащихся решению сложных задач»

Январь 31, 2023 Просмотров: 104

В пятницу, 27 января 2023 г., состоялась первая сессия Лектория «Моделирование методической деятельности учителя математики при обучении учащихся решению сложных задач». Лекторий организуется совместно двумя подразделениями Владикавказского научного центра РАН: Южным математическим институтом (ЮМИ ВНЦ РАН) и Северо-Кавказским центром математических исследований (СКЦМИ ВНЦ РАН) в рамках научно-образовательного проекта «Владикавказский педагогический математический марафон - 2023». Соруководители ВПММ – к.пед.н. В.С. Абатурова (ЮМИ ВНЦ РАН, СКЦМИ ВНЦ РАН), к.пед.н. Л.С. Исакова (СОРИПКРО). Работа Лектория проходит в онлайн-формате на платформе «Вебинар».

Участниками сессии Лектория стали 28 человек – учителя математики, магистранты, аспиранты и научно-педагогические работники из г. Брянска, г. Ельца, г. Новосибирска, г. Владикавказа, г. Беслана, г. Дигоры, г. Моздока,  с. Сурх-Дигоры, с. Хаталдон, с. Чиколы.

На Лектории был представлена лекция доцента кафедры математического анализа Национального исследовательского университета «Новосибирский государственный университет», автора методических разработок для учителей и учащихся, почетного работника Высшего профессионального образования РФ, заслуженного работника образования РСО-А к.ф.-м.н. Дятлова Владимира Николаевича на тему «Базовые подходы к решению текстовых задач в ОГЭ и ЕГЭ: просто или сложно?».

В ходе лекции Владимир Николаевич представил авторскую технологию обучения решению текстовых (условно-реальных) задач, основанную на принципах применения метода моделирования на каждом из трёх этапов решения задачи: на этапе анализа текста условия задачи, направленного на развитие смыслового чтения (поиск фраз для составления соотношений, показывающих взаимосвязи объектов условия задачи, поиск ключевой фразы для составления балансового(ых) соотношения(ий)); на этапе составления предмодели – записи соотношений с участием объектов, выявленных в ходе анализа условия задачи; на этапе составления математической модели с введением необходимых (в связи с выявленными соотношениями) переменных (обозначающих выделенные объекты, используемые в зафиксированных соотношениях) и работы с математической моделью по нахождению значений этих переменных (неизвестных). В качестве примера применения технологии была рассмотрена текстовая (условно-реальная) задача на движение, в ходе решения которой были построены три математические модели условно-реальной ситуации, отражающие выявленные балансовые соотношения. Каждая математическая модель была решена алгебраически в зависимости от выбора балансового соотношения (баланс по пути, баланс по времени, баланс по времени до встречи), а также был показан нестандартный метод решения текстовых (условно-реальных) задач – геометрический (графический) метод, с которым подробнее можно познакомиться в статье Б.А. Кордемского «Графики в задачах на равномерные процессы», опубликованной  в № 11 журнала «Квант», 1971 г.

Материалы I сессии Лектория размещены здесь.

Видеозапись I сессии Лектория доступна по ссылке.

Источник: ЮМИ ВНЦ РАН