1. Пресс-центр
  2. Новости
  3. ЮМИ
  4. СКЦМИ ВНЦ РАН совместно с ЮМИ ВНЦ РАН провёл II сессию научно-практического воркшопа для учителей математики

СКЦМИ ВНЦ РАН совместно с ЮМИ ВНЦ РАН провёл II сессию научно-практического воркшопа для учителей математики

Ноябрь 7, 2021 Просмотров: 193

5 ноября 2021 года Северо-Кавказский центр математических исследований ВНЦ РАН совместно с Южным математическим институтом ВНЦ РАН провёл заключительную сессию научно-практического воркшопа для учителей математики «Развитие математического образования: теория и практика». Спикером воркшопа на тему «Моделирование в текстовых и геометрических задачах» выступил доцент Новосибирского государственного университета к.ф.-м.н. Владимир Николаевич Дятлов. Трехчасовая сессия прошла в онлайн формате на платформе ZOOM. 

В работе II сессии воркшопа В.Н. Дятлова приняли участие более 30 педагогов-математиков РСО-А из г. Владикавказа, г. Алагира, г. Беслана, г. Дигоры, г. Моздока, п. Карца, с. Гизель, с. Камбилеевское, с. Лескен, с.Кирово, с. Цалык, ст. Архонская, а также учителя математики из Москвы и Зеленокумска (Ставропольский край). 

Программа сессии воркшопа включала «мастер-класс» и «методическую мастерскую», на которых продолжилось обсуждение учебного моделирования, рассмотренного на первой сессии воркшопа, проведенной В.Н. Дятловым 29 октября. На мастер-классе спикер обратился к моделированию при решении условно реальных (сюжетных) задач, при котором требуется определить значение некоторой величины, описанной в сюжетной ситуации на естественном языке. «О таких задачах обычно говорят как о текстовых задачах. Есть разные подходы к моделированию в текстовых задачах, нередко они опираются на какие-то частные ситуации и не несут существенной образовательной нагрузки. Вместе с тем при моделировании в сюжетных ситуациях можно проследить за эффективностью универсальных учебных действий и метапредметных умений, формируемых у учащихся при правильно подобранном учителем способе анализа и решения задачи…»,- отметил В.Н. Дятлов. В ходе работы Владимир Николаевич озвучил некоторый общий подход к моделированию в сюжетных ситуациях и продемонстрировал его образовательную эффективность на ряде примеров, из которых было видно, что при этом подходе используются универсальные действия, полезные не только при моделировании в сюжетных ситуациях, но и в других жизненно важных ситуациях, то есть формируются метапредметные навыки. 

В ходе работы методической мастерской В.Н. Дятлов представил авторскую методику обучения учащихся решению задач по планиметрии методом моделирования. По мнению спикера при решении планиметрических задач возникает «частичное» и «возвратное» моделирование, при котором моделируются фрагменты задачи, в выделенных моделях проводится анализ и формируются действия, присущие данной ситуации, после чего происходит возврат к исходной задаче с ее обогащением дополнительной информацией, полученной при работе с моделью. Такие рассуждения побуждают к абстрагированию, выделению устойчивых фрагментов, осуществлению действий в этих фрагментах и переход к исходной задаче, оснащенной новой информацией об искомой величине. Такая процедура при решении задач по планиметрии формирует у учащихся метапредметное умение выделять существенные свойства искомой величины. «Я предлагаю обучать планиметрии методом постановки ключевых вопросов к задаче. Когда-то много лет назад я познакомился с книгами Пойа и модифицировал для себя те идеи, которые там были заложены. В ходе обучения школьников решению задач я строю свой диалог с учащимися на основе следующих вопросов: «Что можно получить из данных задачи за один шаг?», «Каковы особенности, связанные с данными?» или «Каковы особенности, связанные с искомой величиной?». Анализируя эти особенности, я предлагаю учащимся выбрать и изучить ситуации из небольшого набора геометрических фрагментов (можно сказать – геометрического конструктора), отражающих нередко встречающиеся взаимосвязи между деталями геометрических фигур, своего рода элементами конструктора, из которого составляются многие геометрические сюжеты. И здесь главное – это выбрать из данного набора элементов те фрагменты, которые имеют отношение к условию данной задачи. Таким образом, находятся одна или две наглядные модели – картинки (а иногда и больше), которые подходят к условию задачи, после чего происходит выполнение рекомендаций, сопровождающих выбранные фрагменты и задача становится иной, с увеличенным объемом информации, с другими особенностями»,- поделился с учителями своей авторской методикой Владимир Николаевич. 

Воркшоп носил характер диалога между спикером и участниками встречи. Активное участие в диалоге со спикером принимала спикер будущего воркшопа для учителей – профессор кафедры математического анализа, алгебры и геометрии Брянского государственного университета, д.пед.н. Ирина Евгеньевна Малова. «Я очень благодарна Владимиру Николаевичу за этот воркшоп. Задачи были сложные. Три часа мы вместе плодотворно поработали»,- выразила общее мнение Ирина Евгеньевна. 

Воркшоп В.Н.Дятлова «Моделирование в задачах с параметрами, текстовых и геометрических задачах» завершился активной дискуссией спикера и участников семинара об актуальных проблемах математического образования, которые будут, в том числе, рассмотрены на следующих воркшопах, проводимых еженедельно по пятницам. 

Второй воркшоп для учителей математики «Моделирование научно-методического сопровождения деятельности учителя» профессора Брянского государственного университета, д.пед.н. И.Е. Маловой состоится 12 и 19 ноября и будет включать два мероприятия: 16:00-17:20 «Мастер – класс», 17:30- 18:50 «Методическая мастерская». Воркшоп пройдет дистанционно на платформе ZOOM.  

Воркшоп для учителей математики – одно из мероприятий научно-образовательного проекта «Владикавказский педагогический математический марафон-2021» (ВПММ-2021), соорганизаторами которого выступают СКЦМИ ВНЦ РАН, ЮМИ ВНЦ РАН, СОРИКПРО и СОРО РАУМ. ВПММ-2021 включает два цикла мероприятий: Ежемесячный Республиканский научно-практический семинар «Наука – Школе. Математическое моделирование как метод формирования у учащихся научного стиля мышления» (каждая III пятница месяца) и серию воркшопов «Развитие математического образования: теория и практика» (проводится еженедельно по пятницам с 16:00 до 19:00). Участие в ВПММ бесплатное, подключиться к проекту может любой желающий, прошедший регистрацию указанным ниже способом. Соруководители проекта – к.пед.н. Абатурова В.С. (СКЦМИ ВНЦ РАН, ЮМИ ВНЦ РАН) и к.пед.н. Исакова Л.С. (СОРИПКРО). 

Информация для желающих принять участие в воркшопе И.Е.Маловой. Участники – учителя математики, руководители методических объединений по математике, завучи школ, курирующие математику, учителя и преподаватели математики, желающие повысить квалификацию по теме воркшопа с целью подготовки обучающихся к ОГЭ, ЕГЭ, олимпиадам и конкурсам по математике. 

Для участия в воркшопе и получения сертификата участника необходимо прислать на адрес электронной почты Оргкомитета воркшопа: vcnmo@yandex.ru регистрационное письмо с информацией об участнике: ФИО, место работы (наименование школы, СПУ, центра ДПО, иное), населенный пункт, номер телефона, на котором установлено приложение WhatsApp (для добавления в группу воркшопа). Участникам, уже присылавшим регистрационное письмо для участия в предыдущем воркшопе В.Н.Дятлова, присылать вновь регистрационное письмо не требуется. 

Участникам, посетившим не менее 70% от числа мероприятия ВПММ-2021 (октябрь – декабрь 2021 года) и успешно прошедших итоговую аттестацию, будет выдано удостоверение о повышении квалификации в объеме 36 часов. Итоговая аттестация возможна в форме итогового тестирования, представления разработки урока с использованием материалов ВПММ-2021, или методической разработки по материалам ВПММ-2021.

Источник: ЮМИ ВНЦ РАН