1. Пресс-центр
  2. Новости
  3. Вестник ВНЦ РАН
  4. В Вестнике ВНЦ РАН вышла статья о работе Владикавказской школе молодого учителя математики

В Вестнике ВНЦ РАН вышла статья о работе Владикавказской школе молодого учителя математики

Сентябрь 30, 2022 Просмотров: 121

В период с 11 по 14 мая 2022 года в РСО-А в рамках XIII Международного математического научно-образовательного форума, посвященного 90-летию со дня рождения профессора А. Х. Гудиева (Форум), впервые состоялась Владикавказская школа молодого учителя математики (ВШМУМ, Школа).

Организатором ВШМУМ выступил Владикавказский научный центр Российской академии наук (Южный математический институт ВНЦ РАН; Северо-Кавказский центр математических исследований ВНЦ РАН).

Открывая ВШМУМ, председатель Программного комитета Форума д.ф.-м.н., профессор А. Г. Кусраев отметил: «Профессия учителя была не особенно престижна в последние тридцать лет, но Вы выбрали эту специальность, эту профессию и хотел бы обрадовать Вас тем, что назревшие в стране проблемы требуют позитивных изменений в системе образования. Вам предстоит в ближайшие  годы заниматься этим интересным делом – обеспечивать качество знаний, соответствующее вызовам времени. Наша страна нуждается не в потешном импортозамещении, а в достижении технологического суверенитета. Это дело невозможно осуществить без науки, без исследований, без новейших  знаний. И Ваша профессия – это как раз работа по созданию фундамента этой важной для страны деятельности. Я убежден, что и престиж учителя будет расти, и социальные вложения будут высокими – мы увидим это в ближайшее годы. Владикавказская школа молодого учителя уникальна в своем роде. Подобного проекта в России нет. Авторами этого проекта являются профессор Брянского государственного университета д.пед.н. И. Е. Малова и старший научный сотрудник Южного математического института ВНЦ РАН к.пед.н. В. С. Абатурова. Уникальность заключается в том, что в первой части будет теоретическая часть в форме лекции, которую читает И. Е. Малова, затем практическая часть – это реализация теоретической части на практике – мастер-классе, и третья часть – обсуждение, что и как получилось, что и как должно быть? Это должно быть интересно для будущих педагогов; когда молодой учитель окажется в классе перед конкретными учащимися и возникнут вопросы «как учить» и «чему учить», вот тогда-то вспомните методики, технологии, которые были показаны на этой Школе. Хочу поблагодарить всех организаторов этой школы, особенно Ирину Евгеньевну Малову, хочу пожелать всем доброго здоровья, успехов в жизни и успешного проведения школы».

Школа прошла в смешанном (очно-дистанционном) формате. Российскими участниками ВШМУМ стали студенты факультета математики и компьютерных наук Северо-Осетинского государственного университета (направление «Педагогическое образование», профили Математика и Информатика), а также учителя математики – представители Северо-Осетинского регионального отделения Межрегиональной ассоциации учителей математики, научно-педагогические работники вузов г. Астрахани, г. Петрозаводска, г. Коммунара, г. Казани, г. Ростова-на-Дону. Зарубежные участники ВШМУМ были представлены студентами и преподавателями вузов и научных организаций Республики Узбекистан – г. Нукус: Каракалпакского отделения Института математики им. В.И. Романовского, Нукусского государственного педагогического института имени Ажинияза, Каракалпакского государственного университета имени Бердаха.

Цели и задачи ВШМУМ – совершенствование знаний будущих педагогов и молодых учителей математики в области теории и методики обучения математике; осуществление научно-методической поддержки исследовательской деятельности учителей математики; распространение лучших практик и технологий обучения математике, ориентированных на решение современных проблем в области развития математического образования. Уникальность ВШМУМ состоит в том, что на ней был впервые реализован методологический принцип создаваемой ЮМИ ВНЦ РАН в республике научно-образовательной модели «обучение – исследование – внедрение», когда на одной площадке организовано взаимодействие различных ступеней математического образования – специалистов в области теории и методики обучения математике, учителей математики, работающих в школах республики, студентов и школьников. Новой оказалась и форма работы на Школе – триада «теория – технология – практика» была реализована в последовательном проведении на каждой сессии ВШМУМ занятий разного типа: лекция – мастер-класс – дискуссия.

В Программу ВШМУМ вошёл цикл научно-практических лекций «Базовые методики обучения математике как инструментарий учителя» известного российского специалиста в области теории и методики обучения математике, профессора кафедры математического анализа, алгебры и геометрии физико-математического факультета Брянского государственного университета им. академика И. Г. Петровского д.пед.н. И. Е. Маловой. Цикл включал четыре лекции «Методика формирования понятий» (сессия 1, 11 мая 2022 г.), «Методика формирования умений» (сессия 2, 12 мая); «Методика изучения теорем» (сессия 3, 13 мая 2022 г.); «Методика обучения решению задач» (сессия 4, 14 мая 2022 г.). Участникам Школы было представлено для ознакомления и использования учебное пособие для студентов высших учебных заведений по специальностям педагогического образования: И.Е. Малова, С.К. Горохова, Н.А. Малинникова, Г.Я. Яцковская «Теория и методика обучения математике в средней школе», Москва, Владос, 2009 г., с указанием страниц книги, относящихся к каждой лекции и мастер-классу.

Технологическая реализация теоретических положений, представленных в лекциях, была показана на соответствующих авторских мастер-классах учителей математики республики – участников научно-образовательного проекта СКЦМИ ВНЦ РАН и ЮМИ ВНЦ РАН «Владикавказский педагогический математический марафон-2022», активно внедряющих в учебный процесс современные технологии обучения: мастер-класс «Примеры конструирования методики формирования понятий на примере понятия декартовой системы координат на плоскости» учителя математики Л. П. Охват с учащимися 6 класса МБОУ СОШ №1 ст. Архонская (сессия 1, 11 мая); мастер-класс «Решение систем линейных уравнений методом сложения» учителя математики Ф. К. Гусаловой с учащимися 7 класса МБОУ СОШ №6, г. Беслан (сессия 2, 12 мая); мастер-класс «Конструирование формулировки обратной теоремы на примере признака касательной. Доказательство от противного» преподавателя математики И. Н. Курбановой с учащимися 7 класса СКСВУ, г. Владикавказ (сессия 3, 13 мая); мастер-класс учителя математики МБОУ СОШ №1 г. Дигора и РФМЛИ А. А. Боциевой с учащимися 7 класса РФМЛИ, г. Владикавказ (сессия 4, 14 мая).

Практическое занятие каждой сессии проходило в форме дискуссии, в ходе которой к.пед.н. В. С. Абатурова совместно с автором соответствующего мастер-класса проводила анализ представленных образовательных технологий и методических приемов. Для подготовки к дискуссии участникам были предложены опорные конспекты с основным теоретическим материалом, рассматриваемом на лекции, и вопросами по мастер-классу, на которые нужно было найти ответы в ходе II части сессии.

Итоговым мероприятием ВШМУМ 14 мая стало представление участниками ВШМУМ методических приемов по темам мастер-классов и деловая игра-соревнование «Зашифрованная фраза», подготовленная В. С. Абатуровой, в ходе которой учителя математики – авторы мастер-классов ВШМУМ и студенты – участники ВШМУМ были разделены на четыре команды. Каждая команда получила задание – по координатам точек восстановить зашифрованные объекты. Какие именно объекты были зашифрованы, командам не объявлялось. Цель – расшифровать объекты и собрать единую фразу. После расшифровки всех объектов получилась фраза «ВШМУМ 2022», которая была закреплена на доске и стала фоном для общего фото очных участников закрытия ВШМУМ. Дистанционные участники получили общее задание и могли выполнить его самостоятельно.

На закрытии Школы, в котором приняли участие более 30 очных и дистанционных участников, председатель Оргкомитета ВШМУМ, к.пед.н. В.С. Абатурова отметила: «Все, кто участвовал в работе Школы получили уникальную возможность увидеть как научные результаты в области теории и методики обучения  математике можно реализовать на уроке, как в ходе мастер-классов ставить цели и задачи и идти к их реализации через индивидуальные педагогические и методические приемы и технологии, как развивать интерес к решению стандартных и нестандартных олимпиадных заданий, как построить диалог учителя с учащимися на уровне объект-объектных взаимоотношений, когда учитель – наставник и помощник в познании и совершенствовании опыта по получению и закреплению нового знания. Несомненно большой интерес Школа вызвала у тех участников, кто планирует работать в школе, заниматься методикой обучения в магистратуре и аспирантуре, которая, надеюсь, откроется в СОГУ в ближайшие годы. Особенно хочется отметить дистанционных участников ВШМУМ из Узбекистана – студентов и преподавателей, которые активно включались в процесс обсуждения, что позволило объединить аудиторию».

Активными очными участниками ВШМУМ стали студенты ФМИТ СОГУ (направление «Педагогическое образование: математика и информатика»): Гимнопуло Ольга, Дзампаев Тамерлан, Корень Екатерина, Овезгелдиева Гунча, Тедеева Лика, Ханкурханова Шовда, Цориев Сослан. По итогам ВШМУМ планируется издание учебно-методического пособия на основе материалов Школы и публикации спикеров в центральных профильных научно-методических журналах.



Вестник ВНЦ РАН № 3 2022 г.