И.о. руководителя ЦСАИ ВНЦ РАН, к.ф.н., доцент Салбиев Т.К. принял участие в Международной научной конференции
5–6 октября 2023 г. в Институте мировой литературы имени А.М. Горького РАН состоялась Международная научная конференция «Национальные картины мира в литературах и фольклоре народов Российской Федерации» (к 100-летию Р.Г. Гамзатова).
Предполагалось обсуждение следующих проблем:
-национальная картина мира как предмет изучения гуманитарных наук: возможности междисциплинарного подхода;
-ключевая роль фольклора и литературы в процессе национального самоопределения: постсоветские трансформации;
-локальные контексты и транскультурные тенденции в эпоху глобализма: компаративистский аспект;
-взаимодействие фольклорно-мифологической и авторской картин мира в литературах народов России;
-актуальные проблемы литературного перевода.
В работе конференции принял участие в.н.с. научно-исследовательского отдела «Центр скифо-аланских исследований» ВНЦ РАН, к.ф.н. Т.К. Салбиев. Он выступил с докладом «Искупительная жертва Коста Хетагурова (стихотворение Ныстуан/Завещание)».
В докладе рассматривается становление осетинской литературы в рамках непосредственного взаимодействия двух духовных традиций, эндогенной (этнокультурной / ритуально-мифологической) и экзогенной (христианской / историко-богословской). Выдвигается положение, согласно которому, Коста Хетагурову удалось привести их к общему знаменателю, поставив во главу угла идеологему жертвенности, ясно распознаваемую в основе его программного стихотворения «Ныстуан / Завещание», открывающего сборник стихов «Ирон фæндыр / Осетинская лира». Ключевая роль при этом отводится глаголу барын ‘прощать’, относящемуся к сакральной лексике и связанному с осетинским обрядовым молением, кувдом. С одной стороны, этот глагол приводит к христианскому покаянному канону, предваряющему таинства исповеди и причастия. Далее, анализ идейно-тематического содержания самого стихотворения позволяет видеть в нем проявление художественного метода, называемого М.М. Бахтиным «двуголосым словом» и открытым им в прозе Ф.М. Достоевского. С другой стороны, оказывается возможность сопоставление осетинского обряда аходын, открывающего обрядовое моление и заключающегося в том, что самому младшему из присутствующих дают первым пригубить ритуального напитка, с евхаристией. Истоки этого обряда можно видеть в известной чаше славы, связанной в индоевропейской архаике с культом героя и так называемой «чашей славы».