1. Пресс-центр
  2. Новости
  3. СОИГСИ
  4. Статья «Кадры, учебники, архивы…» к.и.н., с.н.с СОИГСИ ВНЦ РАН Г.И. Цибирова в газете «Северная Осетия»

Статья «Кадры, учебники, архивы…» к.и.н., с.н.с СОИГСИ ВНЦ РАН Г.И. Цибирова в газете «Северная Осетия»

Апрель 26, 2023 Просмотров: 150

Развитие гуманитарной науки и научных учреждений в Северной Осетии в эпоху советской модернизации (1917–1937 гг.)

Победа Октябрьской социалистической революции, выступавшей под демократическими лозунгами, и приход к власти партии большевиков определили в дальнейшем развитие гуманитарной науки в рамках марксистско-ленинской методологии. Однако в начале 1920-х годов в России эта тенденция пока не стала ведущей, продолжали свою исследовательскую работу крупные ученые-гуманитарии, труды которых не укладывались в новую идеологию. Тем более, это проявлялось на окраинах страны, где, с одной стороны, появлялись образовательные и научные учреждения, с другой – пока не было идеологического давления. Более того, первые объекты научной и образовательной инфраструктуры пережили несколько политических режимов, а некоторые из них официально были открыты при Деникине. Данное обстоятельство неоднократно становилось причиной особо пристального внимания к ним советской власти, которая не хотела признавать, что эпоха пореформенной модернизации существенно повысила не только экономику, но и научно-образовательный и культурный уровень страны и ее окраин. Многие учебные и научные учреждения были созданы задолго до установления советской власти, а некоторые дождались положительного решения вопроса о своем основании уже при Деникине, который им не препятствовал, или не придавал серьезного значения.

Региональная наука развивалась вслед за открытием Горского сельхозинститута в 1920 году во Владикавказе на базе учительского института, Терской и Осетинской учительских семинарий, был открыт Терский институт народного образования (ТИНО). Институт был призван готовить высококвалифицированные учительские кадры. В связи с организацией Горской республики ТИНО в 1921 году был переименован в Горский институт народного образования. В 1923 году институт реорганизован в Северо-Кавказский пединститут. В 1924/25 учебном году учреждение было принято на государственный бюджет и стало именоваться Горским педагогическим. В 1931/32 учебном году институт реорганизуется в Горский агро-индустриальный педагогический институт.

Успехи и достижения первых пятилеток, введение в стране всеобщего начального обучения потребовали подготовки большого количества учителей. Исходя из этого, правительство решило на базе Горского педагогического института открыть отдельные национальные пединституты в Северной Осетии, Чечено-Ингушетии и Кабардино-Балкарии. В соответствии с этим постановлением Горский пединститут был переименован во 2-й Северо-Кавказский пединститут. С 1923 до 1938 года в городе Орджоникидзе работали параллельно два педагогических института – 2-й Северо-Кавказский пединститут и Осетинский пединститут. Однако существование двух однопрофильных вузов в одном городе было нецелесообразным, и в августе 1938 года они слились в единый Северо-Осетинский педагогический институт. Сотрудники особое внимание уделяли составлению учебников и учебных пособий для национальных школ Северо-Кавказского края.

С ростом и укреплением института увеличился и состав научных работников. Так, к началу 1940/41 учебного года их число достигло уже 168 человек. Среди них было 9 профессоров и докторов наук, 22 доцента и кандидата наук, 75 старших преподавателей. Коллектив ученых Северо-Осетинского госпединститута успешно работал над разрешением проблемы обеспечения всех звеньев средней школы высококвалифицированными кадрами. Наряду с решением этой основной проблемы в стенах института проводилась большая научно-исследовательская работа как по общественно-политическим, так и по естественным наукам.

Важную роль в становлении и развитии исторической науки в Северной Осетии в советское время сыграло Осетинское историко-филологическое общество. Появление первого научного общества в Северной Осетии было тесно связано с деятельностью осетинского учительства. Прогрессивные представители осетинской интеллигенции еще до установления в Осетии советской власти подняли "вопрос о создании такого общества, которое занялось бы собиранием и посильным изучением памятников осетинской старины".

Членами-учредителями Осетинского историко-филологического общества были Карсанов Александр Григорьевич – народный учитель, Дзагуров Григорий Алексеевич – преподаватель средней школы, Цогоев Афанасий Кузьмич – преподаватель средней школы, Дзагурова Христина Алексеевна – народная учительница, Алборов Борис Андреевич – преподаватель средней школы, Гарданов Константин Соломонович – врач, Цомаев Харлампий Дмитриевич – священник-Законоучитель, Дзантиева (Хадзарагова) Татьяна Ивановна – учительница, Парасгаева (Исакова) Анна Андреевна – народная учительница.

Первое заседание общества состоялось 28 апреля 1919 года. На нем присутствовало около 40 человек. Среди них были помимо членов-учредителей известные осетинские писатели Александр Кубалов и Давид Короев, видный театральный деятель Борис Тотров, поэт и публицист Георгий Михайлович Цаголов, будущий историк Георгий Александрович Кокиев и др.

Научно-исследовательская деятельность Общества была связана с разработкой вопросов истории Осетии, осетинского языка и литературы. Члены Общества выступали на заседаниях с докладами и принимали участие в обсуждениях. Членами Общества были сделаны доклады по важнейшим проблемам истории осетинского народа. Важное значение в разработке Истории Осетии имели такие доклады, как "Осетия и осетины", "Роль Муссы Кундухова и Лорис-Меликова в переселении осетин в Турцию", "Чем вызвано переселение осетин в Турцию в 60-х годах XIX столетия", "Осетинский пастушеский счет", "О происхождении нартовского эпоса" и др. Часть докладов впоследствии была опубликована в "Известиях Осетинского научно-исследовательского института краеведения".

В сентябре 1918 года Постановлением Комиссариата народного образования Терской республики была образована "Особая комиссия по охране культурных ценностей г. Владикавказа". Несмотря на трудные условия работы, комиссия принимала энергичные меры к охране культурных ценностей. Она разработала план реорганизации деятельности Терского музея и составила проект его преобразования в "Дом науки и краеведения". Торжественное открытие Дома краеведения как научно-просветительного центра было назначено на 26 января 1919 года. Однако открытие не состоялось в связи с вступлением в город Добровольческой армии Деникина. После изгнания деникинцев летом 1920 года вместо Дома науки и краеведения был организован Северо-Кавказский институт краеведения. Директором был избран профессор геологии Сергей Алексеевич Гатуев.

Большой вклад в развитие культуры осетинского народа внесла деятельность Северо-Осетинского научно-исследовательского института, который был открыт 1 марта 1925 года. В первое время институт находился в ведении Отдела народного образования Северо-Осетинской автономной области. 7 мая 1926 года Президиум Северо-Осетинского областного исполкома утвердил "Положение об Осетинском научно-исследовательском институте краеведения". Вновь созданное научное учреждение было призвано заниматься вопросами изучения Осетии.

Институт занимался сбором произведений устного народного творчества, изучением памятников старины, научной обработкой архивных документов. Он оказал большую помощь в подготовке к изданию Осетинско-русско-немецкого словаря В. Ф. Миллера. По мере своих возможностей сотрудники института совершали небольшие экскурсионные поездки в ущелья горной Осетии, а также в районы строительства Гизельдонской гидроэлектростанции и Дигорского оросительного канала. Они также оказывали помощь в разработке маршрутов и объектов исследования для членов научных экспедиций из центральных научно-исследовательских учреждений. Участие коллектива молодого научно-исследовательского учреждения в этих экспедициях оказывало благотворное влияние на воспитание научных кадров.

Дореволюционные исследователи Осетии в своих работах не придавали серьезного научного значения архивным источникам, к тому же архивные фонды в Российской империи не всегда были доступны исследователям. Архивы, которые существовали в дореволюционной России, не были объединены в единое целое. После революции 1917 года отношение к архивам меняется. Работа по спасению и охране архивных документов превратилась в одно из важных направлений деятельности органов советской власти.

4-го августа 1920 года было организовано Терское областное архивное управление. С созданием Горской республики оно было преобразовано в Главное архивное управление Горской ССР, а с 1-го мая 1922 года переименовано Горским ЦИК в Горское центральное архивное управление. После упразднения Горской республики в июле 1924 года неизбежно возник вопрос о разделе архивных документов между национальными автономиями. Учитывая ценность документального наследия, Коллегия Центрархива РСФСР на своем заседании от 25 февраля 1926 г. признала недопустимым дробление архивных фондов и постановила считать целесообразным организацию при Владикавказском окружном исполкоме единого Исторического архива. После неоднократных обсуждений на общих совещаниях архивных бюро Северной Осетии, Ингушетии, Владикавказа и Северо-Кавказского края было принято решение создать Объединенный горский исторический архив во Владикавказе. Организация ОГИА с двумя отделами: дореволюционного периода и Октябрьской революции, насчитывавшими 81 фонд с 179261 единицей хранения – завершилась в октябре 1929 г. Спустя два года объединенный архив вошел в состав Владикавказского отделения Северо-Кавказского краевого архивного бюро. В 1936 году после создания Северо-Осетинской автономной республики бюро было преобразовано в Северо-Осетинское архивное управление.

Открытие научных учреждений в Северной Осетии и их деятельность способствовали росту производительных сил и развитию культуры в Северной Осетии.

АВТОР: ГЕРЛИК ЦИБИРОВ, КАНДИДАТ ИСТОРИЧЕСКИХ НАУК, СТАРШИЙ НАУЧНЫЙ СОТРУДНИК СОИГСИ ИМ. В.И. АБАЕВА

Материал опубликован на сайте газеты "Северная Осетия" от 25.04.2023 г.