1. Пресс-центр
  2. Новости
  3. СКЦМИ
  4. На январском семинаре «Наука-Школе. Математическое моделирование как метод формирования у учащихся научного стиля мышления» состоялся доклад доктора философии, учителя математики высшей категории Ирины Сергеевны Стрельниковой

На январском семинаре «Наука-Школе. Математическое моделирование как метод формирования у учащихся научного стиля мышления» состоялся доклад доктора философии, учителя математики высшей категории Ирины Сергеевны Стрельниковой

Январь 24, 2022 Просмотров: 95

21 января 2022 года в 17:00 в онлайн-формате состоялось первое заседание республиканского научно-практического семинара «Наука - Школе. Математическое моделирование как метод формирования у учащихся научного стиля мышления». 

Организаторами семинара являются Южный математический институт ВНЦ РАН и Северо-Кавказский центр математических исследований ВНЦ РАН в рамках научно-образовательного проекта для учителей математики «Владикавказский педагогический математический марафон - 2022». Соорганизаторы семинара – Северо-Осетинский республиканский институт повышения квалификации работников образования и Северо-Осетинское региональное отделение Межрегиональной ассоциации учителей математики. Модератором семинара выступила соруководитель семинара, старший научный сотрудник ЮМИ ВНЦ РАН, зав. отделом развития математического образования СКЦМИ ВНЦ РАН к.пед.н. В.С.Абатурова.

В работе семинара приняли участие более 20 учителей математики РСО-А из г. Владикавказа, г. Беслана, г. Моздока, г. Дигоры, с. Чикола, с. Цалык, с. Карца, с. Тарское, с. Чермен.  Также в работе семинара приняли участие д.пед.н, профессор Брянского государственного университета И. Е. Малова и к.ф.-м.н, доцент Новосибирского государственного университета В. Н. Дятлов.

На семинаре с докладом «Теория вероятностей в задачах ЕГЭ» выступила учитель математики высшей категории ГБОУ школы № 2036 г. Москвы, доктор философии Тренчанского университета им. Александра Дубчека (Словакия), соавтор учебно-методического пособия «Информатика и информационно-коммуникационные технологии. 9 класс», 2012г. «Солон – Пресс» Ирина Сергеевна Стрельникова.

Семинар Ирины Сергеевны состоял из 3- х частей. В первой части учителя математики слушали лекцию «Подготовка учащихся к ЕГЭ по математике (профильный уровень) в части задач по теории вероятностей». Во второй части, в рамках методической мастерской, Ирина Сергеевна делилась конкретными методическими способами, приёмами и средствами, позволяющими наиболее качественно помогать учащимся решать задачи по теории вероятностей из открытого банка ЕГЭ. В третьей части семинара учителя математики участвовали в обсуждении и дискуссии.

В современном цифровом мире роль теории вероятностей возрастает. Большинство профессий и сама жизнь направлены на освоение данной области математики. Курс «Теория вероятности» не входит сегодня в школьную программу. В 2006 г. в московских школах была предпринята попытка ввести «Теорию вероятностей и статистику» в школьную программу. В рамках проекта «Математическая вертикаль» с 2018 г. «Теория вероятностей» входит в программу школ, участвовавших в проекте. Экспресс-курс Ирины Сергеевны взят из проекта «Математической вертикали».

На семинаре Ирины Сергеевны были показаны способы решения 14 задач, взятых докладчиком из открытого банка задач ЕГЭ по математике mathege.ru Лектор отметила, что с 2022 года в ЕГЭ – профильная математика не одна задача по теории вероятностей, а две. Одна из них повышенной сложности. Первые 5 задач, которые решали учителя математики – это были задачи на двукратное бросание кубика. Ирина Сергеевна попыталась смоделировать ситуацию, как думает и рассуждает ребенок. И предложила в качестве способы решения такого типа задач рисовать табличку 6*6. «Рисуем таблицу и никаких сложных шагов по теории вероятностей не делаем», - отметила лектор.

Следующие 4 задачи по теории вероятностей можно было решить с помощью числовой прямой. Владимир Николаевич Дятлов прокомментировал решение задач с помощью числовой прямой. «Мы видим взаимодействие графического образного языка и языка общения. Чем это может быть хорошо? Устанавливается взаимно-однозначное соответствие между определенными словесными и визуальными образами. Я это отношу к метапредметному навыку»,- подчеркнул Владимир Николаевич.

Следующие 4 задачи решали с помощью диаграмм Эйлера. Ирина Сергеевна разобрала на примерах, как применяются круги Эйлера при решении вероятностных задач.

Последнюю задачу из теории вероятностей решали с помощью дерева вероятностей или дерева случайных событий.

После выступления состоялась оживленная дискуссия по теме доклада, в которой приняли участие учитель математики МБОУ СОШ № 2 с. Чермен Изаура Тамазовна Кочиева и преподаватель математики Моздокского механико-технологического техникума Светлана Николаевна Дербитова. В завершении, Вера Сергеевна подытожила результаты семинара. Она отметила, что можно, зная разные способы решения задач по теории вероятностей давать одну задачу со всеми способами, чтобы понять, какой способ дети усваивают лучше.

Подробная информация о работе семинара «Наука - Школе. Математическое моделирование как метод формирования у учащихся научного стиля мышления» размещена по ссылке.

Видеозапись доклада Стрельниковой Ирины Сергеевны «Теория вероятностей в задачах ЕГЭ» доступна по ссылке.