1. Пресс-центр
  2. Новости
  3. РАН
  4. Курс на развитие и эффективность

Курс на развитие и эффективность

Январь 11, 2019 Просмотров: 356
В первый рабочий день после новогодних праздников 9 января в Кремле состоялась встреча Президента Российской Федерации Владимира Путина с президентом Российской академии наук (РАН) Александром Сергеевым. В ходе беседы обсуждались актуальные вопросы развития науки и перспективы деятельности РАН. 
Владимир Путин поинтересовался, как на практике реализуются дополнительные полномочия, которыми на законодательной основе была наделена РАН в июне 2018 года. Александр Сергеев рассказал об основных успехах и проблемах в связи с внедрением новых полномочий. Для ясности картины он аккумулировал задачи, стоящие перед РАН и обществом, в четыре отдельные группы. 
Первая касается прогнозирования основных направлений научного, научно – технического и социально – экономического развития страны. В связи с нехваткой ресурсов особенно важно правильно и с получением максимального эффекта спланировать дальнейшую работу научного сообщества. А РАН должна стать площадкой, обеспечивающей возможность выстраивания стратегического планирования. С этой целью внутри Российской Академии будет создан специальный центр, и здесь необходима поддержка руководства страны.
Во второй группе речь идет о формировании «государева ока» над всей наукой. РАН получил полномочия в области научно – методического руководства не только академическими институтами, но и всеми научными учреждениями страны и организациями высшего образования, где ведутся научные исследования. На академическом собрании, намеченном на апрель текущего года, предстоит обсудить новую программу фундаментальных исследований, где будут учтены итоги предыдущей программы и утверждены планы на период с 2021 по 2030 годы.
Третье направление развития – увеличение числа научных сотрудников в России. И здесь очень важно проследить путь становления и роста молодого ученого. Несмотря на увеличение процента молодых исследователей Россия все же отстает по этому показателю от наукоориентированных стран. Также наблюдается и старение кадров. По – прежнему актуальна тема повышения престижа науки в стране. Для этого необходимо усиление просветительской деятельности, выработка мотивации на дальнейшее занятие наукой у ребят еще со школьной скамьи.
Существует потребность пересмотра роли аспирантуры в формировании молодого ученого. Сегодня, по словам Сергеева, количество выпускников аспирантуры невелико. А ведь именно аспирантура является первой ступенью научной работы. Президент РФ подчеркнул, что аспирантура не должна быть просто продолжением высшего образования. «Это не еще одна ступень высшего образования, а это подготовка молодого ученого», - заключил Владимир Путин.
Четвертое полномочие дает возможность организовывать представительства Российской академии за рубежом в формате так называемой научной дипломатии. Необходимо возобновить академический обмен, приостановленный с 2013 года, и для этого требуется целевое финансирование. «Мы хотим создать в стране несколько центров, работающих по принципу мозговых штурмов,- сообщил А. Сергеев. – Группы из 20 – 30 профессионалов из разных стран приезжают к нам на неделю, две и анализируют тренды, результаты, намечают пути. Уже есть положительный опыт других стран».
Владимир Путин в целом согласился со всеми предложениями. Особо отметил, что сотрудничество с другими странами должно быть построено на равноправной основе и приносить пользу стране и обществу.