Наш Нафи

Февраль 26, 2015 Просмотров: 359
В Осетии старших называют по имени. Эта традиция сохраняется и в быту, и в политике, и в культурной жизни. Здесь много славных имён, произнося которые можно не сомневаться, что ты понят верно: Коста, Сека, Блашка, Елбасдуко, Арсен, Дабе, Грис... Нафи.
27 февраля Джусойты Нафи Григорьевичу – народному писателю Осетии, доктору филологических наук и профессору, главному научному сотруднику Юго-Осетинского НИИ им. З.Н. Ванеева, почётному профессору СОГУ им. К.Л. Хетагурова, главному научному сотруднику ВНЦ РАН и правительства РСО–А, лауреату национальной премии «Яблоко Нартов», лауреату премии им. К.Л. Хетагурова – исполняется 90 лет.
Судьба Нафи Григорьевича эпична; её завязка видится в случайном, но характерном обстоятельстве: в 1941 году он окончил школу с золотой медалью и пошёл добровольцем на фронт. И демобилизовался вместе со всей страной, не раньше.
Потом были наука и творчество. Книги стихов – солдатских и мирных, крестьянских и философских, горских и советских; диссертации и монографии с решением програм­мных для отечественной филологии вопросов литературной истории и литературных взаимосвязей; повести и романы подлинно мыслительской весомости, с глубоким осмыслением народной истории и эпоса.
Потом были переводы на осетинский язык Пушкина и Шевченко, Тютчева и Туманяна, Церетели и Кулиева, учебники по осетинской литературе, критика и публицистика.
И общественная жизнь, которая, применительно к историческим реалиям Южной Осетии, всегда означала борьбу – политическую, научную и идейно-эстетическую.
Пожалуй, главное, что характеризует творческий путь и общественную деятельность Нафи Григорьевича, – это защита культурных интересов горских народов Кавказа в эпоху растворения народности сначала в советском – потом в глобальном.
На современный либеральный взгляд профессор Джусойты – реакционер, ибо он культивирует национальные литературу и язык и утверждает всей своей судьбой и творчеством, что народ – это большая личность и что только национальная культура гарантирует существование народа как личности – и, стало быть, гармонию в мировом масштабе. Слава богу, современные реакционеры – как бывало и прежде – тоже аристократы и патриоты.
Новейшая история выявила стратегическое значение тех высот нравственного порядка, которые давно уже под натиском «вихрей враждебных» удерживают люди, духом и разумом подобные Нафи Джусойты. К этим высотам мы только подбираемся, чтобы встать с ним плечом к плечу.
Для нас, учеников профессора Джусойты, это большая честь. В нём пересекаются важные для современного осетинского сознания оси смыслового континуума. По горизонтали он представляет великолепную плеяду народных писателей и моральных авторитетов – аварец Расул Гамзатов, балкарец Кайсын Кулиев, кабардинец Адам Шогенцуков, абхазец Дмитрий Гулиа, калмык Давид Кугультинов, белорус Василь Быков... а по вертикали, исторически он – продолжатель миссии Коста Хетагурова и Васо Абаева, – и неслучайно он уже и поэт, и учёный.
Подобно гравитационному цент­ру, личность Нафи Григорьевича стягивает на себя время и пространство и служит единству осетинского народа на самых разных уровнях (не зря литературный процесс у нас опережает исторический: писатели Северной и Южной Осетии уже объединились в один СП), – и единству осетинского народа с другими народами России и Кавказа.
«Чтобы быть лучшим представителем человечества, надо быть лучшим представителем своего народа», – сказал его старший друг и учитель Васо Абаев – и Нафи Джусойты это сделал. Как и прежде, он живёт и работает в Цхинвале, столице самого молодого на Земле и дружественного России государства, в котором 2015-й объявлен годом Нафи... Однажды он рассказывал друзьям, как ему предлагали работу в Москве: «Конечно, я отказался. Здесь, когда утром я выхожу из дому, даже дети кричат мне вслед: «Доброе утро, Нафи!» Разве я услышу то же в Москве?..»
Сегодня вся многонациональная и многоязыкая литературная Россия, всё прогрессивное человечество говорит ему: с днём рожденья, Нафи!

Литературная Газета, №8 (6498) от 25.02.2015
Ирлан ХУГАЕВ, ВЛАДИКАВКАЗ