ВНЦ РАН завершил курс семинаров по теме «Междисциплинарные исследования»
Апрель 9, 2015
Просмотров: 394
Аналитическая справка по результатам проведения курса семинаров по теме «Междисциплинарные исследования» ВНЦ РАН в рамках Интеграционного проекта ВНЦ РАН
В Федеральном государственном бюджетном учреждении науки Владикавказском научном центре Российской академии наук с января по апрель 2015 года проводился курс семинаров по междисциплинарным исследованиям.
По итогам работы и обсуждений по данной тематике были определены два направления:
1. Угрозы, связанные с деградацией окружающей среды и катастрофами природного и техногенного происхождения.
2. Угрозы, связанные с трансформацией социальных систем.
Во всех случаях необходима научно обоснованная оценка рисков, связанных как с катастрофическими процессами, так и относительно медленными деструктивными изменениями.
По первому направлению:
Катастрофические явления: землетрясения, извержения вулканов, сели, сход ледников, прорыв плотин, наводнения и аварии на крупных промышленных предприятиях.
Медленные деструктивные изменения: загрязнение окружающей среды (предприятия, автотранспорт, хранилища технических и бытовых отходов), деградация почв (эрозия, избыточное содержание вредных веществ в том числе тяжелых металлов), снижение плодородия из-за выращивания монокультур, ухудшение качества сельхозпродуктов, связанное с использованием пестицидов, удобрений и консервантов (риск использования ГМО), уменьшение биоразнообразия, снижение иммунитета и ухудшение генофонда населения, рост заболеваемости, связанный как с ухудшением окружающей среды, так и с социальными стрессами (онкология, детские болезни), разрушение сложившихся правил хозяйствования, обеспечивавших сохранение природной среды.
По второму направлению:
Катастрофические явления: межэтнические и межконфессиональные столкновения, антиправительственные выступления.
Медленные деструктивные изменения: рост напряженности, связанный с притоком мигрантов как из-за рубежа, так и из пределов России, отток квалифицированной и активной части населения, распространение наркомании и алкоголизма, деградация образования (снижение квалификации как рабочих так и инженеров, научных работников, школьных и вузовских преподавателей, ухудшение управляемости на всех уровнях), распространение нетрадиционных религий (сект), изменение культурных стереотипов, прежде всего под влиянием электронных СМИ и интернета (влияние глобализации, быстрых изменений условий и темпа жизни, требующих новых навыков и представлений, возможная утрата национальной самобытности), деградация языка (как отражение социокультурных изменений).
Все проблемы требуют научно обоснованного прогнозирования и мониторинга, отслеживающего изменение ситуации. Для медленных изменений необходим ретроспективный анализ с привлечением исторических источников для выяснения динамики протекающих процессов и тенденций ее изменения. Желательно создание математических моделей, обеспечивающих хотя бы краткосрочный прогноз, а также оценки возможного развития процессов и определяющих механизмы, позволяющих воздействовать на них в нужном направлении и минимизировать ущерб.
Одновременная работа по всем перечисленным научным направлениям невозможна даже при избыточном финансировании из-за отсутствия достаточного количества квалифицированных исполнителей. По-видимому, целесообразно наряду с сохранением уже существующих в институтах исследований, связанных с перечисленными научными проблемами, по первому направлению проводить комплексные исследования распространения тяжелых металлов и их влияния на окружающую среду и здоровье населения, а по второму направлению — исследования вопросов, связанных с миграцией (влияние мигрантов на напряженность общества в целом и напряженность самих мигрантов, формы и темп адаптации мигрантов, их влияние на социальную и культурную среду, возможный отток наиболее квалифицированной и активной части населения).