1. Пресс-центр
  2. Новости
  3. Хроника событий реформы РАН
  4. Реформа РАН: между прошлым и будущим. Газета «Поиск» №26 (2018)

Реформа РАН: между прошлым и будущим. Газета «Поиск» №26 (2018)

Июль 6, 2018 Просмотров: 384
Пять лет назад правительство внесло в Госдуму законопроект, запустивший процесс глубоких преобразований академической системы. Газета "Поиск" попросила представителей научного сообщества поделиться мнениями об итогах уже пройденного этапа реформы и дать прогноз на перспективу. Ученые ответили на два вопроса: 

1. Как вы оцениваете результаты реформы, начавшейся в 2013 году? 

2. Каким вам видится дальнейшее развитие РАН, академических институтов, научной сферы в нынешних реалиях?

Анатолий Кусраев, д.ф.-м.н., директор Федерального научного центра “Владикавказский научный центр Российской академии наук”

1. Владикавказский научный центр РАН - один из первых научных центров, успешно прошедших процесс реструктуризации в рамках реформы РАН. В соответствии с приказом ФАНО России от 30 сентября 2015 года была проведена реорганизация ФГБУН ВНЦ РАН: к нему присоединили шесть организаций. Этому предшествовал год подготовительной работы. Сегодня, когда пройдены самые сложные этапы реорганизации, можно с уверенностью сказать, что она позволила сохранить научные коллективы и научные направления институтов, создать единый механизм принятия управленческих решений, сформировать единую программу развития. На мой взгляд, удалось остановить негативные тренды, сложившиеся за последние десятилетия инерционного развития. Кроме того, возникли новые возможности, как, например, осуществление междисциплинарных проектов, действенное участие в разработке и научном сопровождении стратегии развития региона, конструктивное взаимодействие с органами исполнительной власти субъекта РФ. Отмечу также, что ФАНО сформировало систему оценки результативности научных организаций, которая, в свою очередь, запустила процесс внутреннего анализа эффективности деятельности научных работников и подразделений в научных организациях. Разумеется, эта система страдает определенными недостатками и нуждается в совершенствовании, но она позволяет выявлять как болевые точки, так и точки роста, и факторы эффективности, поэтому полезна при выработке управленческих решений.

2. В соответствии с законом 253-ФЗ Российская академия наук -  главный экспертный орган страны в сфере науки, техники и технологий. Поэтому на РАН фактически возложена ответственность за научно-технологическое развитие Российской Федерации. Угрозы и риски для России, связанные с быстрыми технологическими и геополитическими сдвигами в мире, не оставляют выбора: в ближайшее десятилетие наша страна должна войти в число государств с шестым технологическим укладом. В решении столь масштабной задачи ключевую роль должна сыграть наука, и, как мне видится, РАН суждено стать интеллектуальным центром стратегического прогнозирования и подготовки стратегических решений для руководства страны.

Представляется, что дальнейшее развитие федеральных научных центров РАН в регионах России должно быть связано с реализацией проектов (назовем их флагманскими), нацеленных на решение крупных федеральных проблем и одновременно на формирование инновационного кластера в регионе. Научные центры все разные, они имеют разные конкурентные преимущества и разный потенциал роста, следовательно, разными будут и решаемые ими проблемы. Но эти проблемы должны иметь серьезный интеграционный потенциал, способный объединить науку, высшее образование и бизнес. В качестве примера упомяну два флагманских проекта Владикавказского научного центра РАН. 

Первый проект - «Геолого-геофизический полигон» - состоит в формировании системы комплексных геолого-геофизических и гляциологических наблюдений на территории Большого Кавказа с последующим созданием международного исследовательского центра на этой основе. Такая система наблюдений необходима как для целого ряда институтов РАН, ведущих фундаментальные исследования в области наук о Земле, так и для обеспечения безопасности жизнедеятельности населения и защиты важных инфраструктурных объектов большого густонаселенного региона - Юга России.

Второй проект - создание «Северо-Осетинского селекционно-генетического центра сельско­хозяйственных растений» - нацелен на решение проблемы обеспечения растениеводства собственным семенным фондом, снижение критической зависимости селекционно-семеноводческого сектора страны от импортного посевного материала. Реализация такого проекта определит вектор инновационного развития АПК региона на десятилетия вперед, приведет к формированию высокотехнологичного кластера в АПК.

Можно ожидать, что вновь образованное Министерство науки и высшего образования, продолжая логику проводимой ФАНО политики, поддержит формирование и продвижение флагманских проектов, что будет способствовать как становлению и развитию ФНЦ в регионах, так и инновационному развитию самих регионов. Более того, министерство, как я прогнозирую, займется структурной перестройкой нашей инновационной сферы, модернизацией ее управления и финансирования. В частности, надеюсь, будет найдено решение давно уже назревшей проблемы - разработки и внедрения нормативно-правовых и финансово-экономических механизмов реальной интеграции академической науки и высшего образования.


Мнения других ученых опубликованы на сайте еженедельной газеты научного сообщества «Поиск»