1. Пресс-центр
  2. Новости
  3. КЧ_2019
  4. По волнам математики

По волнам математики

Февраль 26, 2019 Просмотров: 459
Во Владикавказе впервые в рамках «Колмогоровских чтений» прошла «Зимняя математическая регата» для школьников, которая уже много лет успешно проводится в других российских регионах. Интересен тот факт, что у истоков создания этого математического командного состязания, где упор делается на нестандартные математические задачи, стоял почетный гость «Колмогоровских чтений» к. ф.- м. н., доцент Специализированного учебно – научного центра имени А. Н. Колмогорова Владимир Дубровский. По его словам, такой вид соревнований должен был заполнить некоторые технические паузы, возникающие в связи с подведением итогов олимпиады, проводимой в школе при Московском энергетическом институте в начале 90-х годов, а также дать проигравшим командам некий шанс на реабилитацию, т.е. совершить «утешительные заезды», как было не так давно принято в парусном спорте. Отсюда, собственно, и родилось название.  

Формат понравился своей мобильностью и разошелся по другим школам Москвы и российским регионам. К примеру, в Адыгее регата проводится уже восьмой раз. Поделиться наработками и апробировать свой опыт на североосетинских школьниках в республику прибыл преподаватель отделения математики Республиканской естественно-математической школы, старший преподаватель кафедры прикладной математики, информационных технологий и информационной безопасности Адыгейского государственного университета к.ф.-м.н. Андрей Резников. «Конечно, основная цель мероприятия – пробуждение интереса к математике, - говорит Андрей Резников. – Это знакомство с той частью математики, которую не увидеть в «обычной» школе. Погружение в математическую среду, знакомство с единомышленниками. Приходите учиться в математические кружки, классы, школы. Не исключено, что вы полюбите математику, и эта любовь будет взаимной».

В состязании приняло участие 20 команд по 4 человека в каждом (2 учащихся 6 классов и 2 учащихся 7 классов), правда, в некоторых командах состав участников включал и школьников пятых классов – им тоже хотелось принять участие, и правила проведения регаты позволяют брать в команду школьников классами ниже, чем требуемые, при желании, но задания всё – равно остаются неизменными - по уровню 6-7 классов. 10 команд выставил Республиканский физико-математический лицей-интернат, 2 – Северо - Кавказское суворовское военное училище, 2 – Владикавказский центр непрерывного математического образования. Остальные сформировали республиканские школы. Командам предстояло преодолеть 4 тура по 3 задачи в каждом. В первом туре на решение задач давалось 10 минут, во втором – 15 минут, в третьем – 20 минут и, наконец, в четвертом – 25 минут. Как команда выстраивала тактику, зависело только от нее. А.Резников как раз считает, что успех в целом зависел от правильной организации работы. Важно было не только решить, «поломав голову» над нестандартной задачей. Решение необходимо было оформить, причем уложиться в ограниченное время.  

В жюри – учителя - математики, студенты ФМИТ СОГУ и Матмеха СПбГУ, 11-классники - победители олимпиад из РФМЛИ. Активную помощь в проведении соревнований оказывали волонтеры – студенты ФМИТ СОГУ и учащиеся РФМЛИ. 

«Мы были приятно удивлены таким количеством заявок, - говорит к.пед.н., директор ВЦНМО, ученый секретарь ВНЦ Вера Абатурова. – Турнир проводился впервые, но теперь имеет все шансы стать регулярным». Андрей Резников тоже отметил высокий интерес североосетинских школьников к математике и особо подчеркнул, что все команды были «на уровне», а поэтому никто не скучал.  

В результате диплом I степени достался команде РФМЛИ «Альфа 3» (руководитель команды - педагоги Наталья Байбус и Елена Бурнацева). В команде две девочки Елизавета Елдзарова (6 кл.) и Яна Тедеева (7 кл.) и два мальчика Алан Сланов (6 кл.) и Аристарх Игнатьев (6 кл.). Следует отметить, что оба мальчика посещают также кружок олимпиадной математики ВЦНМО «Малый мехмат» (руководитель – Абатурова В.С.). «Математика и женская логика – очень даже совместимы, - уверена Яна Тедеева. – А работа в коллективе дает возможность общения и споров, в результате чего рождается истина». 

Турнир такого формата понравился и участникам, и преподавателям, и жюри своей интенсивностью и ощущением участия в большом интересном проекте. Появилось желание провести «весеннюю», а, может, и «летнюю математическую регату». Почему нет? «Плавать по волнам математики» можно в любое время года.