Первые две февральские сессии Лектория ВНЦ РАН «Академическая среда» для школьников состоялись на базе Центра «Вершина»
Завершился первый месяц работы Лектория «Академическая среда», стартовавшего 7 февраля 2024 на базе Республиканского центра выявления, поддержки и развития способностей и талантов детей и молодежи «Вершина». За это время состоялось две сессии Лектория с шестью научно-популярными лекциями для старшеклассников школ РСО-А. Лекции провели научные сотрудники, молодые ученые и аспиранты Владикавказского научного центра РАН, осуществляющие научную деятельность в области математики, наук о Земле, гуманитарных, биомедицинских и сельскохозяйственных наук, наук об образовании. Активное обсуждение предложенных тем, качество и количество вопросов, которые задали ребята, свидетельствуют о том, что школьники старших классов, на которых и рассчитан Лекторий, интересуются наукой и готовы к восприятию адаптированной к школе информации о научных достижениях.
Ученые с мировым именем, калейдоскоп интересных научных идей, актуальные темы современности – вот, что предложили молодежи представители ВНЦ РАН в ходе двух февральских сессий Лектория.
Первая сессия проекта «Академическая среда» открылась лекцией директора Владикавказского научного центра РАН, к.и.н. Алексея Людвиговича Чибирова, который рассказал школьникам о переписке двух выдающихся ученых XX века – профессора, лингвиста Василия Ивановича Абаева и известного французского мифолога, одного из первых европейских исследователей нартовского эпоса, члена Французской Академии наук Жоржа Дюмезиля.
Второй лектор – заместитель директора ВНЦ РАН, с.н.с. отдела функционального анализа ЮМИ ВНЦ РАН, к.пед.н. Вера Сергеевна Абатурова. Вера Сергеевна рассказала учащимся о линейном программировании – методе решения оптимизационных экономических задач, открытом в 1939 году выдающимся советским математиком – академиком Леонидом Витальевичем Канторовичем, удостоенным в 1975 году Нобелевской премии за открытие нового раздела математики – линейного программирования.
Третья тема первого дня: «Микрокосмос человеческого организма. Регуляция жизнедеятельности человека». Данную лекцию представила директор Института биомедицинских исследований ВНЦ РАН, д.м.н. Фатима Сергеевна Датиева.
В программу второй сессии Лектория «Академической среды», которая состоялась 21 февраля, вошли лекции по математике, искусственному интеллекту и микробиологии.
Научный руководитель ВНЦ РАН, руководитель ЮМИ ВНЦ РАН, д.ф.-м.н., профессор Кусраев Анатолий Георгиевич предложил участникам Лектория доклад на тему «Непостижимая эффективность математики», в которой он привел примеры применения математики в различных сферах жизнедеятельности человека. В частности, он рассказал о великих научных открытиях, основанных на знании математики и составляющих основу современной технологической цивилизации. В качестве примера было рассказано о компьютерной томографии, космической навигации, управлении космическими аппаратами и др.
Искусственный интеллект и машинное обучение – темы, находящие живой отклик не только в молодежной среде. Пока одни люди думают как с максимальной эффективностью использовать возможности ИИ, какие именно функции ему делегировать, другие изучают вопросы борьбы с искусственным разумом, который, как они считают, грозит будущему людей и способен оказывать негативное влияние на общество и человеческие ценности. Во всех тонкостях «общения» с Искусственным интеллектом дети разбирались вместе с научным сотрудником отдела математического моделирования ЮМИ ВНЦ РАН, к.т.н. Давидом Григорьевичем Минасяном.
«Значение микроорганизмов для сельского хозяйства» - так называлась тема доклада и.о. заведующего Лабораторией молекулярно-генетических исследований сельскохозяйственных растений ВНЦ РАН, к.т.н. Пухаева Андрея Робертовича, который может рассказать о микроорганизмах все. О том, какую роль они играют в сельском хозяйстве, вроде все знают, но, как оказалось, не очень глубоко. Оттого и интерес к предложенной теме был велик. Лектор вышел за пределы заявленной темы и ответил на все интересующие ребят вопросы.
Напомним, цель совместного научно-просветительского проекта ВНЦ РАН и Минобрнауки РСО-А – Лекторий «Академическая среда» – популяризация научной деятельности в среде школьников, выявление учащихся, мотивированных к осуществлению учебно-исследовательской деятельности и привлечение их к осуществлению этой деятельности по актуальным научным направлениям. Сессии Лектория будут проводиться в течение учебного года дважды в месяц – во II и IV среду месяца в 15.00. на базе Центра «Вершина».
Видеозаписи лекций опубликованы на YouTube-канале ВНЦ РАН и на канале ВНЦ РАН на Rutube