1. Пресс-центр
  2. Новости
  3. Дни российской науки
  4. День российской науки 2024
  5. Первые две февральские сессии Лектория ВНЦ РАН «Академическая среда» для школьников состоялись на базе Центра «Вершина»

Первые две февральские сессии Лектория ВНЦ РАН «Академическая среда» для школьников состоялись на базе Центра «Вершина»

Март 1, 2024 Просмотров: 92

Завершился первый месяц работы Лектория «Академическая среда», стартовавшего 7 февраля 2024 на базе Республиканского центра выявления, поддержки и развития способностей и талантов детей и молодежи «Вершина». За это время состоялось две сессии Лектория с шестью научно-популярными лекциями для старшеклассников школ РСО-А. Лекции провели научные сотрудники, молодые ученые и аспиранты Владикавказского научного центра РАН, осуществляющие научную деятельность в области математики, наук о Земле, гуманитарных, биомедицинских и сельскохозяйственных наук, наук об образовании. Активное обсуждение предложенных тем, качество и количество вопросов, которые задали ребята, свидетельствуют о том, что школьники старших классов, на которых и рассчитан Лекторий, интересуются наукой и готовы к восприятию адаптированной к школе информации о научных достижениях.

Ученые с мировым именем, калейдоскоп интересных научных идей, актуальные темы современности – вот, что предложили молодежи представители ВНЦ РАН в ходе двух февральских сессий Лектория.

Первая сессия проекта «Академическая среда» открылась лекцией директора Владикавказского научного центра РАН, к.и.н. Алексея Людвиговича Чибирова, который рассказал школьникам о переписке двух выдающихся ученых XX века – профессора, лингвиста Василия Ивановича Абаева и известного французского мифолога, одного из первых европейских исследователей нартовского эпоса, члена Французской Академии наук Жоржа Дюмезиля. 

6osHpQb7TU4.jpg

Второй лектор – заместитель директора ВНЦ РАН, с.н.с. отдела функционального анализа ЮМИ ВНЦ РАН, к.пед.н. Вера Сергеевна Абатурова. Вера Сергеевна рассказала учащимся о линейном программировании – методе решения оптимизационных экономических задач, открытом в 1939 году выдающимся советским математиком – академиком Леонидом Витальевичем Канторовичем, удостоенным в 1975 году Нобелевской премии за открытие нового раздела математики – линейного программирования. 

MVtr_urPYWY.jpg

Третья тема первого дня: «Микрокосмос человеческого организма. Регуляция жизнедеятельности человека». Данную лекцию представила директор Института биомедицинских исследований ВНЦ РАН, д.м.н. Фатима Сергеевна Датиева.

IMG_2801.JPG

В программу второй сессии Лектория «Академической среды», которая состоялась 21 февраля, вошли лекции по математике, искусственному интеллекту и микробиологии.

Научный руководитель ВНЦ РАН, руководитель ЮМИ ВНЦ РАН, д.ф.-м.н., профессор Кусраев Анатолий Георгиевич предложил участникам Лектория доклад на тему «Непостижимая эффективность математики», в которой он привел примеры применения математики в различных сферах жизнедеятельности человека. В частности, он рассказал о великих научных открытиях, основанных на знании математики и составляющих основу современной технологической цивилизации. В качестве примера было рассказано о компьютерной томографии, космической навигации, управлении космическими аппаратами и др. 

acd1e3dc-368f-494a-ba63-3b8d10ab1a80.jpeg

Искусственный интеллект и машинное обучение – темы, находящие живой отклик не только в молодежной среде. Пока одни люди думают как с максимальной эффективностью использовать возможности ИИ, какие именно функции ему делегировать, другие изучают вопросы борьбы с искусственным разумом, который, как они считают, грозит будущему людей и способен оказывать негативное влияние на общество и человеческие ценности. Во всех тонкостях «общения» с Искусственным интеллектом дети разбирались вместе с научным сотрудником отдела математического моделирования ЮМИ ВНЦ РАН, к.т.н. Давидом Григорьевичем Минасяном.

IMG_3343.JPG

«Значение микроорганизмов для сельского хозяйства» - так называлась тема доклада и.о. заведующего Лабораторией молекулярно-генетических исследований сельскохозяйственных растений ВНЦ РАН, к.т.н. Пухаева Андрея Робертовича, который может рассказать о микроорганизмах все. О том, какую роль они играют в сельском хозяйстве, вроде все знают, но, как оказалось, не очень глубоко. Оттого и интерес к предложенной теме был велик. Лектор вышел за пределы заявленной темы и ответил на все интересующие ребят вопросы.   

e23505a3-3e12-47d4-be59-6d4a7a01c251.jpeg

Напомним, цель совместного научно-просветительского проекта ВНЦ РАН и Минобрнауки РСО-А – Лекторий «Академическая среда» – популяризация научной деятельности в среде школьников, выявление учащихся, мотивированных к осуществлению учебно-исследовательской деятельности и привлечение их к осуществлению этой деятельности по актуальным научным направлениям. Сессии Лектория будут проводиться в течение учебного года дважды в месяц – во II и IV среду месяца в 15.00. на базе Центра «Вершина».

Видеозаписи лекций опубликованы на YouTube-канале ВНЦ РАН и на канале ВНЦ РАН на Rutube