1. Пресс-центр
  2. Новости
  3. Академическая среда
  4. Проект ВНЦ РАН «Академическая среда» провел апрельскую сессию на базе ГБОУ СОШ №47 г. Владикавказа

Проект ВНЦ РАН «Академическая среда» провел апрельскую сессию на базе ГБОУ СОШ №47 г. Владикавказа

Апрель 10, 2025 Просмотров: 86

Научно-просветительский проект Владикавказского научного центра РАН для учащихся 8-11 классов Лекторий «Академическая среда» продолжает своё шествие по общеобразовательным организациям нашей республики. Это совместный проект ВНЦ РАН и Министерства образования и науки РСО-Алания, в рамках которого для учащихся старших классов проводятся открытые научно-популярные лекции, мастер-классы и семинары. Лекции читают научные сотрудники, молодые ученые и аспиранты Владикавказского научного центра РАН, осуществляющие научную деятельность в области математики, наук о Земле, гуманитарных, биомедицинских и сельскохозяйственных наук. Цель Лектория – популяризация научной деятельности в среде школьников, выявление учащихся, мотивированных к осуществлению учебно-исследовательской деятельности и оказание консультативной помощи учителям профильных дисциплин. 2 апреля 2025 года лекторы ВНЦ РАН стали гостями ГБОУ СОШ №47 г. Владикавказа.

В числе лекторов выступили: Владимир Таймуразович Чшиев – кандидат исторических наук, старший научный сотрудник научно-исследовательского отдела «Центр скифо-аланских исследований» ВНЦ РАН (ЦСАИ ВНЦ РАН), Заурбек Камболатович Абаев – кандидат технических наук, научный сотрудник комплексного научно-исследовательского отдела ВНЦ РАН (КНИО ВНЦ РАН), Светлана Григорьевна Дзитоева – научный сотрудник лаборатории хронопатоизиологии и фитофармакологии отдела биомедицинских технологий Института биомедицинских исследований ВНЦ РАН (ИБМИ ВНЦ РАН), Алина Алановна Абаева – младший научный сотрудник отдела кормопроизводства и технологий кормления сельскохозяйственных животных Северо-Кавказского научно-исследовательского института горного и предгорного сельского хозяйства ВНЦ РАН (СКНИИГПСХ ВНЦ РАН).

Темы лектория затронули как исторические аспекты развития человеческой цивилизации – говорили о древней кобанской культуре, время существования которой относят к XIII-IV вв. до н. э, так и современные достижения науки: изобретение пенициллина, метод РНК-интерференции, сейсмостойкое строительство.

«Слава древнего Кобана – слава Осетии-Алании» – тема лекции В.Т.Чшиева, которая дала школьникам возможность узнать о богатом наследии и уникальной культуре эпохи поздней бронзы. Артефакты, найденные в Кобани, представляют собой невероятно важные свидетельства богатого культурного наследия народа, населявшего эту местность, рассказывают нам о быте, хозяйстве культуре и мировоззрении наших далеких предков.

IMG_9905.JPG

«Японский дневник: опыт проведения исследований в Международном институте сейсмологии и сейсмостойкого строительства, г. Цукуба, Япония» – лекция основана на личных впечатлениях З.К.Абаева, прошедшего стажировку в стране восходящего солнца. Япония, расположенная в активной сейсмической зоне, является мировым лидером в разработке и применении технологий, направленных на снижение рисков от землетрясений. Ей же принадлежат высокие стандарты в области сейсмостойкого строительства.

IMG_9906.JPG

Что мы знаем о РНК-интерференции (РНКи)? Учащихся медико-биологических классов ГБОУ СОШ №47 этот вопрос не ставит в тупик, но после лекции С.Г.Дзитоевой все стало еще более понятным. РНК-интерференция – это биологический процесс, в котором молекулы РНК участвуют в нуклеотидно-специфическом подавлении экспрессии родственных матричных РНК (мРНК) молекул. Методика подавления экспрессии гена заключается в введении синтетических двухцепочечных РНК молекул в клетки или организм животного. Этот метод представляет собой важный инструмент в биомедицинских исследованиях, позволяя ученым манипулировать экспрессией генов и изучать функции различных генов в организме. Его применение в медицине открывает новые горизонты в лечении заболеваний и позволяет разрабатывать более эффективные терапетические подходы.

IMG_9947.JPG

Лекция А.А.Абаевой была посвящена пенициллину – антибиотику, обладающему широким антимикробным действием и ставшему первым эффективным лекарством против многих тяжелых заболеваний. Что предшествовало открытию этого незаменимого лекарства? С какими трудностями столкнулись в нашей стране при открытии антибиотика, спасшего жизни миллионам - теперь ребята точно знают ответы на эти вопросы.

IMG_9919.JPG

По итогам лекций состоялись оживленные дискуссии, вызванные вопросами школьников. Следующая сессия Лектория «Академическая среда» состоятся в мае в одной из школ республики.

Пресс-служба ВНЦ РАН