1. Пресс-центр
  2. Новости
  3. Академическая среда
  4. Попасть в среду: «Академическая среда» снова собирает друзей

Попасть в среду: «Академическая среда» снова собирает друзей

Май 20, 2024 Просмотров: 188

15 мая 2024 года в ГБОУ «Республиканский центр выявления поддержки и развития способностей и талантов детей и молодежи «Вершина» состоялась очередная, седьмая, сессия Лектория «Академическая среда» для учащихся 8-11 классов общеобразовательных школ РСО-А. Проект способствует расширению кругозора детей через новейшие данные и исследования в самых различных областях науки, позволяет задать интересующие вопросы, помогает старшеклассникам понять специфику разных специальностей для того, чтобы в будущем они лучше ориентировались во множестве специальностей и профессий, мотивирует к научной деятельности.

Проект реализуется Владикавказским научным центром РАН совместно с Министерством образования и науки РСО-А на базе ГБОУ «Республиканский центр выявления, поддержки и развития способностей и талантов детей и молодёжи «Вершина».

Вниманию слушателей было предложено, как всегда, три доклада. В этот раз говорили о селекции растений, о клеточных технологиях в медицине и о методах геофизического исследования Земли.

Лущенко Герасим Викторович – кандидат сельскохозяйственных наук, научный сотрудник отдела селекционных технологий и первичного семеноводства сельскохозяйственных культур Северо-Кавказского научно-исследовательского института горного и предгорного сельского хозяйства ВНЦ РАН. Сфера его научных интересов – селекция растения, тема доклада соответственно – «Основные направления селекции растений».

WhatsApp Image 2024-05-15 at 16.35.20.jpeg

Селекция как отрасль растениеводства является неотъемлемой составляющей комплекса мер, направленных на получение широкого ассортимента различных растений с высокими характеристиками. Основная задача в селекции заключается в создании растений, характеризующихся ценными биологическими признаками – адаптивностью, устойчивостью к болезным, вредителям, морозостойкостью и другими. Большинство сортов растений были получены с помощью традиционных методов селекции, таких, как отбор, отдаленная гибридизация, клоновая селекция и др. Разработка современных биотехнологических и генетических подходов к созданию новых сортов позволило изменять генотип растений на качественно новом уровне.

В настоящий момент перед учеными стоит задача обеспечить аграрный сектор экономики отечественными семенами. Импортозамещение в семеноводстве - это стратегия, направленная на снижение зависимости от импорта семян, рассады, посадочного материала и других сельскохозяйственных культур. Для успешной реализации данной программы необходимо развивать отечественное семеноводство, проводить научно-исследовательскую работу, совершенствовать технологии производства семян, а также обеспечить качественное оценивание и контроль продукции. Кроме того, важно организовать эффективную систему поддержки отечественных производителей семян, чтобы они могли конкурировать на рынке.

Кроме того, это стратегически важное направление для обеспечения продовольственной безопасности страны и развития аграрного сектора в целом.

С презентацией лекции можно познакомиться здесь.

Ислаев Алтынбек Арзаткулович – младший научный сотрудник лаборатории клеточных технологий Института биомедицинских исследований ВНЦ РАН представил вниманию своих юных слушателей лекцию: «Применение в практической медицине клеток и их продуктов»

WhatsApp Image 2024-05-15 at 16.35.26 (1).jpeg

Регенеративная медицина представляет собой перспективное направление, основанное на использовании собственных клеток и тканей пациента для лечения различных заболеваний. В ходе лекции были продемонстрированы примеры внедрения достижений регенеративной медицины в клиническую практику. Лектор привел примеры использования клеточных технологий в различных областях медицины, а самое главное – рассказал о перспективах, разработках и сложностях дальнейшего развития и внедрения инноваций регенеративной медицины в практику.

Дело в том, что несмотря на потенциальную перспективность этой области, есть ряд сложностей, которые могут затруднить ее дальнейшее развитие. Инвестиции в исследования, разработка технологий, проведение клинических испытаний и обучение специалистов требуют значительных финансовых затрат.

В целом, дальнейшее развитие регенеративной медицины требуют серьезных усилий не только со стороны научного сообщества, но и бизнеса, правительственных органов и общества в целом.

А теперь давайте перейдем к наукам о Земле! Какие вы можете назвать науки, которые используются для исследования Земли? Геология, геофизика (сейсмология и инженерная сейсмология), геоэкология, география, горные науки, связанные с изучением верхних слоев Земли, поисками полезных ископаемых, задачами гидрогеологии, инженерно-геологическими условиями площадок строительства и др.

С презентацией лекции можно познакомиться здесь.

Габараев Ахсарбек Феликсович – старший научный сотрудник отдела геофизики, инженерной сейсмологии и геоинформатики Геофизического института ВНЦ РАН. Тема его доклада: «Методы геофизических исследований в науках о Земле»

WhatsApp Image 2024-05-15 at 16.36.19.jpeg

Методы геофизических исследований это научно-прикладной раздел геофизики, предназначенный для изучения верхних слоев Земли, поисков и разведки полезных ископаемых, инженерно-геологических, гидрогеологических, гляциологических и других изысканий. Среди основных методов геофизических исследований, которые применяются в науках о Земле, можно выделить следующие:

Сейсмические методы разведки

Сейсмические методы разведки (сейсморазведка) раздел разведочной геофизики, основанный на регистрации искусственно возбуждаемых упругих волн и извлечении из них полезной геолого-геофизической информации. Основные методы сейсморазведки: метод отражённых волн, метод преломлённых волн, вертикальное сейсмическое профилирование.

Гравиметрические методы

Гравиметрия: изучает гравитационное поле Земли для определения распределения масс внутри планеты. Выявляя аномалии, изучая их размеры и интенсивность, можно определять местоположение и параметры геологических тел.

Методы электрической разведки

Электроразведка (электрометрия) — раздел разведочной геофизики, который базируется на измерении параметров искусственно созданных и естественных электрических полей в горных породах. В электроразведке в настоящее время насчитывается свыше пятидесяти различных методов и модификаций, предназначенных как для глубинных исследований, так и для изучения верхней части разреза. В зависимости от принципа исследования их можно разделить на следующие группы: методы сопротивлений, индукционные методы, скважинная электроразведка.

Магнитометрические методы

Магнитометрия – метод основанный на изучении магнитного поля Земли. Этот метод помогает выявлять магнитные аномалии, связанные с геологическими структурами и процессами.

Георадиолокация

Георадиолокация – это геофизический метод, который основан на использовании электромагнитных волн радиодиапазона для изучения строения подповерхностной среды в таких областях, как инженерная геология, строительство, сельское хозяйство, археология, криминалистика, безопасность и др.

Методы ядерной геофизики — комплекс геофизических методов исследования горных пород, основанных на облучении пород первичным излучением источника и регистрации возникающего вторичного излучения. По условиям проведения методы ядерной геофизики подразделяют на: лабораторные; полевые; подземные (в горных выработках); скважинные.

В ходе лекции школьники смогли ознакомиться с наиболее востребованными методами разведочной геофизики, с практическими примерами использования каждого из рассмотренных методов и оборудованием, используемым в Геофизическом институте ВНЦ РАН. 

С презентацией лекции можно познакомиться здесь.

Напомним, проект «Лекторий «Академическая среда» стартовал в День российской науки, 8 февраля 2024 года, и направлен на популяризацию научных знаний в среде школьников в области математики, наук о Земле, гуманитарных, биомедицинских и сельскохозяйственных наук, наук об образовании. Для старшеклассников проводятся открытые научно-популярные лекции, мастер-классы докторов и кандидатов наук, молодых ученых и аспирантов Владикавказского научного центра РАН.

А стать участником Лектория мог любой школьник, зарегистрировавшийся на сайте ВНЦ РАН или ГБОУ «Вершина».

Пресс-служба ВНЦ РАН