1. Пресс-центр
  2. СМИ о ВНЦ
  3. Комментарий зам. директора ВНЦ РАН В.С. Абатуровой в газете "Владикавказ" к вопросу о "Болонской системе"

Комментарий зам. директора ВНЦ РАН В.С. Абатуровой в газете "Владикавказ" к вопросу о "Болонской системе"

Август 22, 2022 Просмотров: 60

В российских вузах вернут специалитет (курс обучения – не менее пяти лет) по точным наукам. По другим направлениям сохранится бакалавриат. Об этом недавно заявил президент Российского союза ректоров, ректор МГУ имени М.В. Ломоносова Виктор Садовничий на пресс-конференции, посвященной приемной кампании 2022 года.

– Наша генеральная линия – специалитет, аспирантура должна быть научной, а не учебной. И конечно, сохранить бакалавриат в тех случаях, когда это диктуется какими-то условиями. И безусловно, разрешить после специалитета поступать в магистратуру, а не запрещать, как сейчас, – сказал ректор Виктор Садовничий.

Минобрнауки осенью внесет на рассмотрение в Госдуму предложения о формате новой национальной системы высшего образования, которая придет на смену дискредитировавшей себя Болонской.

«ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА ВУЗА – ПОДГОТОВИТЬ СПЕЦИАЛИСТА-ПРОФЕССИОНАЛА ДЛЯ РАБОТЫ В СВОЕЙ СТРАНЕ»

Вера Абатурова, заместитель директора ВНЦ РАН по научно-организационной и образовательной деятельности, кандидат педагогических наук:

– Опыт обучения в вузах по системе «бакалавриат и магистратура» (основная идея Болонской системы) показал, что выпускники четырехлетнего бакалавриата не стали равнозначными выпускникам специалитета, в связи с чем на некоторых ключевых направлениях в вузах были введены пятилетние бакалавриаты, после которых студенты могли поступить в магистратуру, а затем в аспирантуру.

Ступень магистратуры с возможностью смены профиля обучения (тоже один из элементов обучения в вузе по Болонской системе) выявила еще одну проблему: в редких случаях пришедшие в магистратуру студенты по отличному от базового образования профилю смогли продолжить по ее итогам обучение на следующей ступени – в аспирантуре (срок обучения в вузе увеличивался на два года при пятилетнем бакалавриате). При этом выпускник бакалавриата не имел права поступать в аспирантуру сразу, а лишь по окончании магистратуры, поэтому большая часть выпускников бакалавриата прекращала обучение в вузе и пополняла ряды специалистов, не желала учиться еще два года в магистратуре, хотя работодатели с неохотой принимали на работу выпускников бакалавриата.

Конечно, признание дипломов российских вузов в европейских и западных странах, входящих в Болонскую систему, давало возможность нашим выпускникам вузов уезжать работать по полученной специальности за рубеж, но это стало одной из причин «вымывания» из страны талантливых молодых людей. Основная задача вуза – подготовить специалиста-профессионала для работы в своей стране, где развитию молодых кадров уделяется сейчас большое внимание: существует ряд программ поддержки молодых кадров, включая жилищные программы, позволяющие решить проблемы приобретения жилья, и иные формы поддержки – грантовые программы в разных направлениях, материальное стимулирование, системы стажировок и др.

Многолетний опыт функционирования аспирантуры по нескольким направлениям подготовки во Владикавказском научном центре РАН (ГФИ – геофизика и геоэкология, СОИГСИ – осетинский язык и литература, история и археология, СКНИИГПСХ – растениеводство и ветеринария, ЮМИ – математика и математическое моделирование) показывает, что для поступления в аспирантуру абитуриенту необходим как минимум специалитет, а в идеальном случае – еще и прохождение двухгодичной стажировки (со стипендией) в научной организации, в которой планируется обучение в аспирантуре. В этом случае защита диссертации на соискание ученой степени кандидата наук по итогам обучения в аспирантуре станет реально достижимой целью.

Необходима более тесная связь вуза и научной организации при подготовке специалистов, которая плодотворно функционировала в формате базовых кафедр вузов в научных организациях; но начиная с 2013 года (практически с введением Болонской системы в вузах) исчезла, и базовые кафедры стали рассматриваться лишь с организациями-производственниками, хотя научные организации вполне могли бы стать работодателями для мотивированных к исследовательской деятельности студентов, тем более что уже на протяжении двух лет Минобрнауки России реализует программу поддержки выпускников вузов по трудоустройству в научных организациях.

Материал опубликован на сайте газеты "Владикавказ" от 20.08.2022