1. Пресс-центр
  2. СМИ о ВНЦ
  3. Владимир Дятлов "Важно не столько показать, "как я умею", сколько показать, "как этому можно научить и научиться"

Владимир Дятлов "Важно не столько показать, "как я умею", сколько показать, "как этому можно научить и научиться"

Август 8, 2019 Просмотров: 230
Доцент механико-математического факультета Новосибирского государственного университета (НГУ), научный сотрудник Южного математического института ВНЦ РАН, кандидат физико-математических наук Владимир Дятлов – частый гость в Северной Осетии. В этом году он принимал участие в Международной научной конференции «Порядковый анализ и смежные вопросы математического моделирования», которая состоялась уже 15-й раз, а также читал лекции в 10-й Летней математической школе для учителей (ЛМШУ). Эти мероприятия проводились в рамках X Международного математического научно-образовательного форума. По завершении его лекций в ЛМШУ мы решили поговорить с Владимиром Николаевичем о результатах ее работы и об образовании вообще. 

- Владимир Николаевич, насколько удачной Вам кажется идея проведения Летней математической школы во Владикавказе? 

- Школа начала свою работу 10 лет назад, и я могу считать себя одним из ее идейных вдохновителей. История возникновения интересна. Я впервые прибыл в Осетию в 2008 г. для непродолжительной работы в летней физико-математической школе учащихся, организованной по инициативе руководителя ВНЦ РАН Анатолия Кусраева. Небольшой коллектив учителей приехал в Фиагдон на открытие этой школы. Мы пообщались с учителями, им понравилось. Решили встретиться в следующем году. Так и случилось: приехала большая группа педагогов вместе с заведующей методическим кабинетом СОРИПКРО Азой Дзугаевой. Она поддержала идею (Вера, впиши свою должность, как нужно) руководителя летней школы учащихся Веры Абатуровой о создании еще одной школы – для учителей. И вот уже 10 лет я приезжаю во Владикавказ для общения с учителями. 

Идея безусловно удачная. Во-первых, собираются учителя из разных школ и у них появляется возможность общения и взаимного обогащения в области профессиональных знаний и методики преподавания. Во-вторых, полезно, когда есть определенное положительное внешнее воздействие. У меня есть некоторый опыт в понимании, как можно научить учащегося тем или иным деталям школьной математики, и я могу им поделиться. После общения со мной учителя несут полученные знания в школы, обучают детей. Когда я в последние годы общаюсь с учителями, вижу, что они восприняли мои рекомендации. Идет эффективная настройка на процесс решения задачи. Методы, которые я использую и во многом придумал и разработал, претворяют в жизнь. Практика показывает, что эти методы нередко эффективнее, чем предлагаемые в школьных учебниках, более того, мои рекомендации позволяют учащимся активно осваивать материал. 


Я бы не ставил здесь акцент: летняя. Общение с людьми из другого круга, если можно так сказать, другого уровня понимания предмета всегда полезно. И педагоги это осознают и приходят в Летнюю школу, несмотря на свою занятость. Приходят те, кому это надо, кому интересно. 

- Вы каждый год приезжаете во Владикавказ. Тоже, кстати, во время своего отпуска. Значит, у Вас есть желание это делать? 

- Отвечу переводом с латинского фразы Dixi et animam levavi, – «Сказал и облегчил тем душу». Когда что- то делаешь в течение года, например общаешься со студентами, накапливается материал, информация. И если этой информацией не поделишься, она мешает появлению новой. Надо освобождаться. Надо привести материал в систему и изложить. Вижу, что у меня это как-то получается. Учителя внимательно относятся к тому, что я рассказываю, и получают возможность сделать что-то самостоятельно. Это радует. Приятно, что ты кого-то смог чему-то научить. У многих лекторов принцип такой: посмотри, как я умею. Я придерживаюсь другого принципа: посмотри, как этому можно научить и научиться. И аудитория откликается. Она достаточно активна, деятельна. Идет хорошее содержательное общение, формируется способность нести это дальше. Подчеркиваю, я с учителями беседую с точки зрения обогащения их опыта, демонстрации того, как можно научить(ся) решать задачи на разные темы, в то время как обычно лекторы демонстрируют свои способности решать задачи. Конечно, и такие лекции полезны, но на мой взгляд менее эффективны. 

- Какие, на Ваш взгляд, существуют проблемы у учителей? Говорим в целом, не ограничиваясь североосетинским регионом. Может ли система образования их решить без привлечения представителей вузов и академической науки? 

- Мне трудно судить о проблемах учителей, так как я не работаю в этой системе. Но общаясь с педагогами, студентами первых курсов университета, кроме того, много лет преподавая на подготовительных курсах в университете, могу сказать: одна из проблем – недостаточная глубина знания предмета. Знать предмет – не значит уметь решать определенный набор задач из учебника. Не хватает глубины, базы, а значит, любая задача, хоть как-то выходящая за пределы стандартного набора, может оказаться для педагога методически трудной. Не хватает фундаментальной подготовки, причем в элементарной математике. У кого она есть, те сразу заметны. Как раз в укреплении базовых знаний может быть полезно общение с представителями вузов или академической науки. 

Когда учащийся решает задачу, перед ним возникает проблема: как мотивированно выбрать очередной шаг решения. Обычно ученик начинает выполнять действия, которые он способен выполнить, не размышляя над их целесообразностью и эффективностью. Дело в том, что выбор основывается на серьезной базе, на информированности, которых у учащихся, а бывает и у учителей, недостаточно . Учитель должен знать больше, чем написано в учебнике. Он должен обладать способностью анализировать задачу, планировать путь ее решения, обсуждать его с учащимися, а для этого нужна база, чтобы привлечь для решения соответствующие ресурсы. А если их нет? Тогда он работает только по образцу, по примерам, как написано в учебниках. 

- Расскажите о Вашем опыте работы со старшеклассниками разного уровня подготовки. Можно ли дать универсальную методику формирования глубоких знаний по математике у учащегося за один – два года? 

- Я в свое время много лет работал подготовительных курсах в университет. Отработав первые десять лет, я изложил накопленный опыт, причем совершенно неожиданным образом. По просьбе моего коллеги из Азербайджана я за полгода написал шесть тем по подготовке к поступлению в вуз для школьников. Они были изданы в середине 90-х на азербайджанском языке в соавторстве с азербайджанским коллегой. Пять из них были одновременно изданы на русском языке. Я постоянно работаю со студентами младших курсов, а это вчерашних школьники. Я вижу особенности и уровень их подготовки. Это побуждает к размышлениям о том, какими знаниями желательно овладеть школьникам перед приходом в вуз. Причем не для сдачи ЕГЭ, а для способности продолжения образования на специальностях с углубленным изучением математики. Поступить легко, деньги заплатил и учись на коммерческой основе, а дальше? Как учиться, если предварительная подготовка недостаточна? 

По поводу универсальности могу предположить, что самое универсальное средство – трудиться, систематически, упорно, и тогда знания постепенно появятся и разовьются. При индивидуальной работе учащийся может выбрать уровень и темп, подходящие именно для него. При работе с группой учащихся или студентов желательна индивидуальная настройка, учитывающая уровень подготовки и динамику обучаемости каждого ученика отдельно. Все учащиеся разные по характеру и скорости восприятия материала, по развитию интеллекта, по предварительной подготовке… Главная цель работы с учащимися и студентами – научить их работать с литературой, научить читать текст. Это важная составляющая формирования глубоких знаний. В книгах многое написано, надо научиться эту информацию добывать, обрабатывать и использовать. Для студентов я разместил на своем сайте все материалы по математическому анализу первого и второго курсов, написанные на доступном языке. Процесс моего общения со студентами идет обычно так: прошу студентов прочесть раздел по теме предварительно, до очередного занятия, чтобы они могли задать вопросы и обсудить недостаточно понятые места. Дома каждый может читать в своем темпе, его никто не подгоняет. В общем, использую модель «Перевернутый класс». Я выступаю скорее в роли консультанта, чем учителя. На занятиях стараюсь освещать вопросы, оказавшиеся за пределами написанного. Когда поле немного засеяно, в результате определенного ухода за ним начинают появляться всходы, студенты начинают проявлять познавательную самостоятельность, через некоторое время с ними уже можно поговорить на содержательные темы, обсуждать подходы к решению задач и т.п. Почему я могу так работать? Потому что студентам доступны написанные мной эффективные материалы, которые могут быть использованы в данной модели. В последнее время все свои материалы я излагаю на основе трехчастной структуры: «теория, технологии, практика». Технологии как раз и показывают, как и при помощи каких средств можно перейти от теории к практике, и формируют способность к деятельности. 

- Вы говорите, что написали пособия для студентов, в свое время подготовили что-то для школьников. Я видела, что Вы привезли и подарили учителям какие-то свои пособия. Расскажите, пожалуйста, об этой стороне Вашей деятельности. Для студентов я начал писать довольно давно, но лишь с годами, с опытом пришло понимание, как подготовить текст, позволяющий эффективно научиться решать задачи в рамках того математического курса, который я преподаю в университете. Для учащихся и учителей мной написаны и изданы 10 пособий, объединенных общим названием «Математические этюды для абитуриентов, учащихся и учителей». Они охватывают все темы, важные для сдачи ЕГЭ и способности к продолжению образования в вузы. При написании этих книжек я прежде всего ориентировался на мои встречи с учителями Осетии, их издание приурочивал к встречам с учителями. Кроме того, в журнале «Математика», ориентированном на школьников и учителей, опубликованы мои 23 статьи, из них 15 посвящены алгебре и 8 – планиметрии. Так что могу считать, что определенная читательская аудитория у меня есть. 

- Как Вы относитесь к математическим олимпиадам? Есть ли у Вас опыт взаимодействия с участниками и победителями олимпиад? 

- Честно признаюсь, никак не отношусь. Я не участвую ни в их организации, ни в их проведении. Полезная деятельность, безусловно. Она помогает выявить людей, действительно одаренных, способных решать серьезные творческие задачи. И с этой точки зрения они полезны. Но я бы не стал делать акцент на олимпиадах. Прежде всего нужны не столько отдельные «выдающиеся точки», сколько более образованная масса людей. Олимпиадниками не наполните заводы и вузы, их не хватит. Я сторонник отдавать приоритет повышению уровня образованности учащихся в массе. Этому я и посвящаю всю свою работу. 

Видел много хороших детей, одаренных, олимпиадников высокого уровня. Но олимпиада – это, образно, бег на 100 метров, спринт. А более протяженную дистанцию уже можно не пробежать. Получение значимого результата – это месяцы, даже годы тяжелой работы. Олимпиадник готовится к тому, чтобы выложиться за пять часов. Вместе с олимпиадами важно заниматься длительным процессом усвоения нового материала, новых математических средств, решения задач на более широком и глубоком уровне информированности. Быть марафонцами, а не спринтерами. 

- Продолжаете ли Вы работать с учителями Северной Осетии в течение года? 

- Мы встречаемся в течение учебного года один раз в месяц по Скайпу. Не могу сказать, что меня такой формат полностью устраивает, но польза есть. Он повышает интерес педагогов к общению, их профессиональный уровень. Мне бы хотелось проводить не разрозненные лекции, а циклы в определенной устойчивой учительской аудитории. Было бы более эффективно. 

- Есть ли учителя, постоянные участники ЛМШУ, которые могли бы реализовать Вашу авторскую методику обучения математике на месте? 

- Есть. Например, Тамара Борисовна Бегиева, Любовь Петровна Охват – специалисты, вполне способные поддержать и быть тренерами здесь. Более того, они смогут и тактику организовать. Это вопрос желания и времени. Проблема в том, что у учителей на повышение своей квалификации порой нет ни времени, ни физических сил. Я готов поддержать педагогов, но инициатива должна исходить не от меня. 

- В завершение разговора банальный вопрос: Ваше отношение к ЕГЭ. 

- ЕГЭ не ругает только самый ленивый. Но я считаю, что ЕГЭ ничуть не хуже, чем прежние вступительные экзамены. Проблема не в ЕГЭ, проблема в чем-то другом. ЕГЭ лишь отражает общий уровень знаний, но не думаю, что он этот уровень понижает или повышает. Если образованность востребована, ее можно измерять хоть школьным экзаменом, хоть ЕГЭ. На примере своих студентов скажу, что оценка по ЕГЭ мне представляется вполне объективной. С теми, у кого высокий балл по ЕГЭ, можно работать. Это могу утверждать на основе моего пятидесятилетнего опыта преподавания. 

Беседовала Тамара Бунтури