1. Пресс-центр
  2. СМИ о ВНЦ
  3. Танцевальное наследие: а сохраним ли сокровище? Газета "Владикавказ"

Танцевальное наследие: а сохраним ли сокровище? Газета "Владикавказ"

Апрель 6, 2024 Просмотров: 142

Танец является одним из важнейших аспектов культуры народа. В нем отражаются характер, дух народа, его традиции и нравы. Старшие поколения несут ответственность за сохранность и передачу этой уникальной культурной ценности молодым людям. Одним из событий последних недель, привлекших наше внимание, стал семинар-практикум для руководителей народных хореографических коллективов республики. В семинаре, проходившем в Доме народного творчества, приняли участие заместитель Министра культуры РСО-А З.К.Кусова, специалисты по народной хореографии, представители творческой интеллигенции республики. Участником семинара стал также и.о. заведующего Центра скифо-аланских исследований Владикавказского научного центра РАН, к.ф.н. Т.К.Салбиев.

Тамерлан Казбекович Салбиев выступил перед собравшимися с лекцией «Эпико-мифологический театр танца осетин». Он и стал нашим собеседником, который рассказал о целях и задачах прошедшего семинара и ответил на наши вопросы.

– Тамерлан Казбекович, вы знаток нартовского эпоса, выступаете с лекциями об истоках осетинской хореографии, вы автор книги «Аланский театр эпико-мифологического танца», этот перечень можно продолжать. Но то, что пригласили именно вас на встречу с руководителями хореографических коллективов, несколько настораживает. Значит ли участие в семинаре такого эксперта, как вы, что у нас в области народной хореографии существуют  проблемы? 

– Скажу сразу, что пригласили не только меня. Это был полноценный мастер-класс с участием высококвалифицированных специалистов-хореографов из Москвы, длившийся несколько дней. Мне же была отведена часть, посвященная истории сбора и изучения осетинской хореографии, назовем ее теоретической, которая стала естественным дополнением к практическим занятиям. Особенность моего подхода заключается в том, что традиционная хореография осетин может быть представлена в виде эпико-мифологического театра, со своим «репертуаром, сценографией, реквизитом, костюмами, музыкальным и песенным сопровождением, главным режиссером, труппой и т.д.». 

Проблемы в области хореографии – общеизвестны и обусловлены общей историко-культурной ситуацией, когда происходит переход к высоко урбанизированному информационному обществу. Напомню, что танцевальная традиция складывается в обществе аграрном, которое естественно вписано в природный ландшафт. Отсюда и хорошее понимание растительных и зооморфных образов, представленных в костюме и танцевальной лексике. Моя задача и состоит в том, чтобы, опираясь на академические исследования, сохранить преемственную связь в развитии осетинского танцевального искусства, чтобы танец не утратил своего изначального характера. 
Развитие танца не может и не должно быть остановлено, его следует лишь удержать в естественных рамках, сохраняя его изначальные смыслы, а с ними сюжеты и образы.

– В каких самых старых источниках мы можем найти упоминания о танцевальной культуре наших предков? 

– Если говорить, собственно, о текстах, то это – записи М.С. Туганова и Б.А. Алборова, сделанные в конце позапрошлого и начале прошлого веков. Они оба застали еще живую традицию, не испытавшую еще на себе внешнего воздействия. При этом М.С. Туганов делал не только словесные описания, но и делал зарисовки танцев,  ввел свою систему фиксации танцевальной лексики. 

Замечу, что сохранились и фотографии начала прошлого века, на которых представлены осетинские общественные танцы – хъазт / гъазт. Более того, каким-то чудом до нас дошли и короткие видеофильмы, на которых записаны фольклорные танцевальные ансамбли, строго следовавшие народным танцевальным канонам. В общем, сохранилось достаточно много материала, есть на что опираться. 

Кроме того, нельзя не упомянуть и труды в этой области, принадлежащие выдающемуся этнологу прошлого столетия – В.С. Уарзиати. Он, фактически, тоже вел речь о хореографическом театре, но только не эпико-мифологическом, а обрядовом. Он и сам был прекрасным танцором, а его работы являются надежным фундаментом при изучении танцевального наследия осетин.

– Что, по-вашему, угрожает осетинскому танцевальному искусству?  Коммерциализация? То, что теперь танцевальные коллективы стали гостями ресторанов – рисунок танца определяется размещением столов? А может в искажении смысла танцев?  

– Скажу, что угрозы носят не единичный, а комплексный характер, кроме того, с ними сталкиваются все традиционные культуры, не только осетинская. Собственно, Вы их уже перечислили. Да, в первую очередь, именно коммерциализация, когда танец становится элементом шоу, когда во главу угла неизбежно ставится зрелищность. Но это путь, который нельзя отменить. Не стоит бороться с тем, что уже сложилось, на это не стоит тратить силы, поскольку у меня есть ощущение, что само общество устало от вульгаризации танца, нужно предложить иной путь, иное прочтение танца и его исполнение. Речь должна идти о том, чтобы сохранить и исконную основу, и характер танца, и его дух. Движение по этому пути уже намечено, и я уверен, что оно приведет нас к желаемому результату.

Как вы относитесь к различного рода наслоениям, ну, например, у молодых людей на «хъазтах» нашего времени появилась такая, я бы сказала, суетливость в движениях с частым поглядыванием вверх. Девушки в свою очередь путают мужскую-женскую партии: сбрасывают обувь и начинают «блистать» своей удалью? Но кто-то скажет: танец – живая традиция, она имеет право меняться со временем

– Танец не может не меняться во времени: меняются костюмы, меняются площадки, где его исполняют.  Речь сейчас идет не о танце как самовыражении, а об искусстве танца, в котором находит отражение национальная самобытность, национальный характер. А это то, что не может быть отменено или искажено. Первым шагом для сохранения этих самобытных проявлений должна стать совместная работа представителей академической науки и профессиональных хореографов, что и происходит у нас на глазах, что не может не радовать и что следует всячески приветствовать. В этом смысле следует отдать должное республиканскому министерству культуры и Дому народного творчества, организовавшим эту встречу. В информационном пространстве заметно прибавилось материалов, посвященных популяризации хореографии, это касается и книг, и фильмов, и пабликов в различных социальных сетях. 

Повторю, что танец может и должен меняться, но при этом, что самое сложное, он одновременно должен оставаться верен своим корням.

– В чем должна заключаться работа по защите и сохранению традиций танца, его аутентичности и что нам может помочь сберечь его для будущих поколений?  

– С одной стороны, необходимы академические исследования, поскольку при всей своей внешней простоте и незамысловатости традиционная культура несет в себе очень глубокие смыслы, постижение которых требует специальной подготовки. 

Подход, который я предлагаю, основан на достижениях школы функциональной этнологии, которая исходит из того, что миф может быть рассказан не только словами, в нашем случае через эпические сказания, но и драматизирован в виде танца. Иначе говоря, танцоры, сами того не подозревая, становятся участниками инсценировки, во время которой разыгрывают различные мифологические события, относящиеся к «начальным временам». 

С другой стороны, требуется творческое осмысление тех открытий, которые делает наука, их, скажем так, «внедрение в жизнь». Такие попытки уже предпринимаются у нас на глазах, к счастью, сами хореографы ищут новые формы для старого материала, так чтобы сделать его современным. Не редко ведущая роль при этом отводится костюму, его декоративным элементам, которые не могут не впечатлять своей изысканной эстетикой. Думаю, что вслед за этим будет происходить движение к постижению смысла танцев, пониманию их места и роли в традиционной культуре. Процесс этот уже идет, может быть не так быстро, как хотелось бы, но само движение сомнений не вызывает.

Мы стали обладателями бесценного сокровища, доставшегося нам в наследство, и наша задача, суметь правильно распорядится им. Задача эта – достаточно сложная, но тем значительнее, весомее будут и результаты, которые принесет нам ее успешное решение.   


Ирина Короткова, пресс-служба ВНЦ РАН 

Материал опубликован в газете "Владикавказ" от 04.04.2024г.