1. Пресс-центр
  2. СМИ о ВНЦ
  3. Математика - это очень просто: интерес плюс труд

Математика - это очень просто: интерес плюс труд

Сентябрь 11, 2018 Просмотров: 180

Что значит определение «одаренный ребенок»? Тот, кто на шаг впереди своих сверстников даже не в изучении, а скорее в восприятии какой-либо научной отрасли или жанра в искусстве. Он быстрее усваивает уроки благодаря интересу, который опять-таки возникает из склонности к предмету, и быстрее шагает дальше. Задача взрослых - заметить, помочь и развить. Как? А вот по этому поводу уже написано много умных книжек. Работают и методики, проверенные и утвержденные на практике. Тем не менее, педагоги всех стран испытывают профессиональный интерес: «А как у них? Что можно взять из мирового опыта для себя? Как применить наработки коллег в образовательной сфере, в том числе и из России.

Вот такие вопросы и инициируют проведение различных симпозиумов и семинаров в разных странах мира. Даже в таких, казалось бы, экзотических, как признанный мировой курорт Таиланд. Во второй половине августа в Таиланде прошел первый тайско-российский круглый стол на тему организации образовательного процесса с одаренными детьми. В его работе приняла участие директор Владикавказского центра непрерывного математического образования (ВЦНМО), ученый секретарь Владикавказского научного центра РАН кандидат педагогических наук Вера Абатурова. Она не только поделилась с читателями результатами визита, но и рассказала о деятельности центра, высказала свою точку зрения на ситуацию с математическим образованием в республике.

– Вера Сергеевна, расскажите о своей поездке. Для многих россиян Таиланд –  это страна, где очень комфортно отдыхать. Но, оказывается, власти Таиланда уделяют большое внимание работе с одаренными детьми и желают изучать методики и достижения коллег в образовательной сфере, в том числе и из России.

– Это первый тайско-российский круглый стол по развитию одаренного образования и исследованиям. Он был организован аппаратом принцессы Таиланда и его Министерством образования. Я была приглашена для участия в работе Круглого стола его координатором от России – доцентом МГУ, кандидатом физико-математических наук Владимиром Дубровским. В составе российской делегации – педагоги по математике, физике, химии, биологии из Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Владикавказа. У коллег из СУНЦ МГУ уже налажены образовательные связи с Таиландом. Они преподают в учебно-образовательном комплексе, который был создан принцессой недалеко от Бангкока три года назад.

Прежде чем поехать, я задала себе вопрос: какой интерес у Таиланда к Владикавказу? И поставила перед собой задачу - показать, как в регионе формируется система работы с одаренными детьми. Несмотря на скромные результаты на всероссийских олимпиадах, все же процент поступления наших выпускников в престижные вузы - хороший. Дословно мой доклад назывался так: «Владикавказский научный центр РАН: региональная система развития математической одаренности школьников». Главное в нем - обучение детей в ВЦНМО и летних школах, привлечение к олимпиадной и конкурсной деятельности. Основная методологическая идея - одно образование сейчас никому не интересно. Его нужно рассматривать в связке «обучение - исследование - внедрение». Отмечу, что к слову «одаренность» отношусь осторожно, хотя после круглого стола для себя четко определила, что это выявление способности детей в каком-то направлении. В нашем случае мы говорим об интеллектуальной одаренности. И во Владикавказе существует некая, заслуживающая внимание модель работы с ее юными обладателями в области математики, причем разработанная и применяемая в провинции. Это мнение педагогов СУНЦ МГУ. Несколько наших ребят учились в этом центре и поступили в МГУ.

– Могли бы мы взять что-то на вооружение из тайского опыта?

– Если мы хотим выйти на международный уровень, нам нужна школа с преподаванием на английском языке. Большая проблема наших детей, да и не только детей - незнание английского. К примеру, тайцы готовы привезти детей в рамках обмена на Кавказ. Даже появилась идея - российскую часть следующего круглого стола организовать во Владикавказе. Нам было бы тоже интересно отправить туда детей, но все преподавание ведется на английском языке. Второй момент - работа в лабораториях на хорошем оборудовании для развития исследовательского направления. Можно сказать, что это некие детские технопарки в нашем понимании. Думаю, в целом построение учебного процесса не особо отличается от нашего, кроме одного: все исследования по химии, биологии, инженерному делу учащиеся проводят вместе с магистрантами и аспирантами. Все в комплексе. Есть интерес у тайцев и к математике, о чем говорит состав делегаций форума. В СОГУ рассматривался подобный проект о создании школы высшей ступени, чтобы создать эту связку - «учащийся - магистрант». Но он пока не реализован.

– Вы много лет занимаетесь развитием математического образования. Цель? Мотивация детей? Результаты?

– ВЦНМО - учреждение дополнительного образования, работает по системе кружков по математике и информатике. Несколько лет назад мы искали свои формы работы с детьми, натыкались на целый ряд проблем. К примеру, почему наши школьники не достигают высоких результатов в исследовательской деятельности в отличие, допустим, от учащихся СУНЦ МГУ? Разница в имеющемся багаже знаний по математике, без которого не решить исследовательскую задачу. Результат - выше третьего места на Колмогоровских чтениях мы не поднимались. Я не беру в расчет конкурсы и конференции рангом ниже. По информатике и физике ситуация несколько лучше, о чем свидетельствуют призовые места на олимпиадах российского уровня. В тех городах, где работает связка «школьник - студент - молодой ученый - профессор», результаты есть. Мотивация? В какой-то момент мы поняли, что надо начинать занятия с средней школы, с 5 класса. Старшеклассники в основном нацелены на поступление в вуз, и долгое время мы работали по этой системе. Изучив опыт адыгейской школы, начали за­ниматься с малышами, чтобы поэтапно готовить их к участию в олимпиадах. Есть очень толковые дети. В летней школе, состоящей из двух модулей - влади­кавказского - на базе факультета математики СОГУ и выездного - в Тамиске, накапливали не только багаж знаний, но и формировали коммуникативные навыки. Общее дело и совместный отдых на природе – некий пример плодотворного сотрудничества между преподавателем и учащимися. С 2009 года в летней школе, помимо детей из республики, обучаются и ребята из Южной Осетии.

– Занятия во Владикавказском центре непрерывного математического образования начнутся вовремя? Знаю, что одно время у вас были проблемы с помещением.

– ВЦНМО и СОГУ подписали договор о сотрудничестве. Наш центр можно рассматривать как некую экспериментальную площадку для факультета математики и информационных технологий СОГУ и Южного математического института. Среди преподавателей центра есть и студенты матфака. Группы по математике и информатике с учетом возрастов уже сформированы. Будет работать и группа под названием «Перезагрузка знаний» для тех ребят, у которых интерес к предмету только просыпается.

– Не секрет, что нынешняя молодежь отдает предпочтение гуманитарным наукам. Математика не пользуется популярностью, хотя выбираемая многими экономика напрямую «завязана» с математикой. Что скажете?

– Во всем мире эта наука – в тренде. Надо говорить о математике фундаментальной и математике прикладной. Фундаментальная наука - это элитный уровень, которым занимаются профессионалы высокого качества. У нас есть известные имена - Анатолий Кусраев, Владимир Койбаев, которые работают на острие науки. Прикладная математика сегодня очень актуальна. Она немного легче для понимания: математический аппарат применяется к решению задач из других областей. И здесь необходимо разбираться в программировании, так как задачи обычно решаются при помощи программных пакетов. Соглашусь, что математику выбирают слабее, чем экономику. Но! Какой процент выпускников матфака остается без работы? Нулевой. Лучшие наши выпускники работают в Москве, Санкт- Петербурге, за границей. А выпускники экономического факультета? Юристы? Ответ вы знаете.

– Интересно, почему?

– В математике нужно трудиться. Что такое математика? Это решение задачи с получением конкретного результата. Здесь никакими обтекаемыми формулировками не обойдешься. Но основную проблему вижу в том, что родители в первую очередь не понимают, куда надо направлять ребенка, и действуют согласно старым штампам. А чтобы стать хорошим экономистом, надо знать математику. Экономика как гуманитарная область никому не интересна, если она не подкреплена математическим аппаратом. Беда в том, что мы на начальном этапе упускаем какие-то моменты и у ребенка не формируется необходимая база. Потом незнание, а отсюда и нежелание вникать дальше нарастает, как снежный ком. Нет базы, понимания, интереса, стремления, развития.

– В ноябре текущего года во Владикавказе откроется «Кванториум». Открытие детского технопарка переломит ситуацию в профориентации? Удастся ли Северной Осетии выдержать уровень, так скажем «Кванториумов» в крупных российских городах?

– Не могу сказать, я не в теме. Знаю, что «Кванториум» строится по заданной программе, которая уже отработана в других регионах. Кандидатура Алексея Котеца на должность директора - вполне достойная. Он тоже выпускник матфака, а сейчас - аспирант КБНЦ РАН, занимается интеллектуальными системами. Алексей – яркий пример того, что неважно, где ты учишься, важно как. И если ты учишься хорошо, то тебя обязательно заметят и найдут тебе соответствующее место. Ребят, которые учатся, видно, и преподаватели вузов в основном на них и работают. Если есть тандем «учитель - ученик», где учатся оба, то будет и результат. Если у педагога есть сильные студенты, то это усиливает его мотивацию лучше готовиться к занятиям, искать что-то новое. Думаю, что все получится. Ситуацию надо выправлять: страна утратила инженерные кадры и покупает технологии за рубежом, у того же Таиланда. Кстати, тайцы не хотят, чтобы все дети были одаренными. Кто-то пойдет в науку, а кто-то будет заниматься сельским хозяйством. Нет культа высшего образования. И наше общество постепенно тоже приходит к такому выводу.

– Математический склад ума - это данность либо приобретенное качество. Если второе, то в каком возрасте надо его развивать?

–Я думаю, что математику может учить любой. Если способности ярко выражены, то родители это замечают и пытаются ребенка куда-то отдать, чтобы педагоги их развивали. Математика - это база. Незнание ее - провал, и это понимают все. В наше время, в отличие от ситуации лет тридцать назад, очень важна роль семьи. Поскольку раньше работала отлаженная система в том же дополнительном образовании, то сегодня мы живем в другом мире. Лучше всех увидеть способности ребенка может семья. Уже с трех-четырех лет надо пытаться понять, что интересно ребенку. И обязательно включить в его расписание кружков и секций спорт. Несмотря на то, что он может быть прирожденным математиком. В школе очень важен выбор первого учителя. Если он не заинтересован в ученике, то все интересы сразу пропадут. И дальше должно сформироваться трио «ребенок - учитель - родитель», которое и будет идти по определенному пути. Подытожим: математика, в принципе, для всех, но у каждого на своем уровне. Но математика – это прежде всего критическое мышление. Почему считается, что математики - лучшие руководители? Любую производственную, да и жизненную проблему они решают как математическую задачу. Жизнь - это оптимизационная задача. Есть целевая функция, есть система ограничений, есть методы решения.

Беседовала Тамара Бунтури