1. Пресс-центр
  2. СМИ о ВНЦ
  3. Анатолий Кусраев: Перемены – это новые возможности

Анатолий Кусраев: Перемены – это новые возможности

Февраль 16, 2016 Просмотров: 184
– Анатолий Георгиевич, вы и ученый, и чиновник, и отец… Какая из этих ипостасей вам ближе всего?

– Самое близкое для меня – это творчество, когда рождается что-то новое, необычное и полезное. Полагаю также, что воспитание детей, создание семьи, полезные научные открытия, работа министром – это тоже творчество. Поэтому те три ипостаси, которые вы перечислили, я не очень разделяю. Политиком себя не считаю, меня политика никогда не интересовала. Ведь что она собой представляет? Власть. Я к ней абсолютно равнодушен. Так же, как и к предметам роскоши.

– Сейчас ВНЦ РАН, отметив свое 20-летие, должен подвергнуться каким-то серьезным изменениям. Что они предполагают?

– Сейчас изменения не только в ВНЦ РАН – идет реформирование всей российской науки. А это следствие того, что преобразуется страна. Цель всех этих изменений – сделать науку более эффективной с точки зрения тех задач, которые были не вчера или есть сегодня, а тех, которые будут завтра и послезавтра. Руководство страны понимает, что грядут серьезные перемены, и надо быть к ним готовым. Мы все говорили, что без науки у государства нет будущего. А какой она будет? Что нужно реформировать с учетом будущих целей? Это непростые вопросы. Многие не любят перемен, я сам человек консервативный, но не надо забывать, что перемены – это еще и новые возможности, и если мы хотим быть на гребне волны, то должны быть открытыми для них. Реформирование ВНЦ РАН – это не сегодняшнее решение, принятое внезапно. Мы готовились к нему больше года, отрабатывали возможности сохранения наработанного и переосмысления будущих задач. Решение Федерального агентства научных организаций о реформировании ВНЦ РАН не спонтанно, оно основывается на нашем внутреннем решении. Главная цель всех изменений состоит в том, чтобы дать большие возможности междисциплинарным исследованиям. Есть такая притча о том, как слепые мудрецы ощупывали слона, чтобы понять, как он выглядит. Первый мудрец стоял возле ноги животного и трогал ее. Она была круглой и могучей. «Мм... это что-то круглое и толстое… Слон похож на дерево!» – воскликнул он. Второй нащупал слоновье тело. «Слон похож на бочку!» – воскликнул он. А третий нашел хобот слона. «Он похож на змею!» – закричал третий мудрец. К единству мнений они так и не пришли, у каждого была своя правда. Притча очень хорошо показывает, насколько важны междисциплинарные связи между науками. Но есть еще и другие цели, которые преследует ФАНО, реорганизуя научные центры. ФАНО разработало целый спектр показателей, измеряющих эффективность работы организаций. Это и активность в публикациях, и работа с молодежью... Таким образом, возникает возможность не просто заниматься своим делом, но и появляется стимул наращивать свои достижения.

– Как вы в целом оцениваете состояние науки в Северной Осетии? На каком уровне она находится относительно других российских регионов?

– Осетия добилась определенных успехов не в одной какой-то науке, а сразу в нескольких. Могу привести примеры. В гуманитарном направлении – это создание осетиноведения как части мировой науки, комплексной науки, изучающей историю, культуру, традиции. Что касается Южного математического института, то сразу по нескольким направлениям современной математической науки его сотрудникам принадлежит приоритет в мировой науке. Далее Геофизический институт создал детальные карты сейсмического районирования, которые необходимы при строительстве и развитии инфраструктуры. Продолжать можно долго.

– Сейчас много говорят о том, что молодежи наука неинтересна. Вы согласны с этим?

– Категорически не согласен с этим и не приемлю, хотя признаю, что это факт. Молодежи, которой интересна наука, могло бы быть гораздо больше. Но в нашей стране
25 лет проповедовалась потребительская парадигма. А ведь известно, что молодежь готовится жить в будущем, но ценности берет из вчерашнего дня. Человек учился в детсаду, школе, высшем учебном заведении, когда воздух был насыщен этой потребительской парадигмой. Но будущее несет нам новые вызовы. Эти люди через 10–15 лет станут опорой нашего государства, а мир будет совершенно другим. И они должны уже сейчас ощущать зов, который появится через десятилетия. Им жить в XXI веке, а несут они с собой неправильные ценности аномального куска истории России. Это совершенно нетипичный для российской истории период! Но строить свое будущее, траекторию жизни исходя из этих 20 лет – ошибка. Недавно читал интервью выдающегося актера Сергея Юрского. Его спросили: «Когда Россия поднимется с колен?». А он ответил: «Я давно живу. Никогда Россия не стояла на коленях. Поэтому идея о «вставании» для меня звучит странно…».

– Как вы относитесь к тому, что изучение математики в школе свелось до минимума. Базовый уровень ЕГЭ – это задачи для средней школы…

– Это очень не соответствует всему тому, что сейчас происходит в государстве: цели, стоящие перед страной, усложняются, России нужны наука, творцы, образованные люди, а Министерство образования постоянно опускает планку. Перед страной стоит задача реиндустриализации. Но  без науки она не решается.

– Многие при этом приводят доводы, что математика далеко не всем нужна в жизни в том объеме, в котором ее преподают в школах.

– Это лукавство. Существует масса аргументов в подтверждение того, что она нужна всем, даже гуманитариям. К примеру, когда принимается серьезное решение, скажем, управленческое. В рамках государства или хотя бы предприятия. Обоснованность принимаемых решений зависит от подготовки тех людей, которые их принимают. И если их принимать только на гуманитарной базе, то решения могут быть однобокими. Точно так же, если опираться исключительно на базу математической культуры. Какой бы красивой риторикой они ни были обоснованы, есть железные вещи, которые менять невозможно. Есть причинно-следственные связи, которые нужно постоянно отслеживать. Так что для решения подобных задач математика необходима – это бесспорно.

– Вы согласны с популярным высказыванием, что математика – это царица всех наук?

– Я согласен с той идеей, которую этот цветастый афоризм несет. Эффективность математики в естественных науках настолько потрясает, что граничит с мистикой. Это язык естественных наук. Вообще математическая деятельность всегда похожа на языковую. Человек постоянно пытается найти языковую форму для названия чего-либо, тем же самым занимается и математика, пытаясь назвать что-либо доступными ей средствами.

– Ваша дочь тоже математик. Это ее самостоятельный выбор или вы на этом настояли?

– В школе ей одинаково удавались все предметы. Она училась в Лицее искусств, имела успехи и в рисовании. Но очень долго не могла выбрать, кем стать. А я всегда говорил: «Если кто-то в моей семье не знает, чем заниматься, то он будет заниматься математикой». Я исходил из того, что вреда от этого точно не будет, а ум в порядок она приводит, это еще Ломоносов сказал!

…Сейчас институт, возглавляемый Анатолием Кусраевым, претерпит значительные изменения. Но они не окажут влияния на научную деятельность, которой ВНЦ славился все 20 лет. Работа Математической научной школы будет продолжена успешно – в ее главе стоит ученый, посвятивший ей всю жизнь и добившийся результатов, которые можно без преувеличения назвать исключительными… 
С днем рождения, Анатолий Георгиевич!

Газета «Владикавказ» от 16.02.2016. Автор статьи: Елизавета ЧУХАРОВА