Воркшоп, посвященный юбилею учителя математики высшей категории, к.пед.н. Бегиевой Т.Б. (30-31 октября 2025)
Владикавказский научный центр РАН (ЮМИ ВНЦ РАН и СКЦМИ ВНЦ РАН) информирует, что в период с 30 по 31 октября 2025 года с 15:00 до 17:00 в дистанционном формате, на платформе МТС-ЛИНК, состоится Воркшоп по теории и методике обучения математике, посвященный юбилею учителя математики высшей категории, кандидата педагогических наук Бегиевой Тамары Борисовны.
ИНФОРМАЦИЯ О ЮБИЛЯРЕ: Тамара Борисовна Бегиева – кандидат педагогических наук, учитель математики высшей категории МБОУ СОШ № 27 г. Владикавказа; заместитель председателя предметной комиссии (математика) для проведения государственной итоговой аттестации обучающихся по программам среднего общего образования в РСО-А; заместитель председателя Северо-Осетинского регионального отделения Межрегиональной общественной организации «Ассоциация учителей математики»; учитель – методист (1986 г.); заслуженный работник народного образования СОАССР (1992 г.); обладатель государственной награды РСО-А – медали «Во славу Осетии» (2020 г.); обладатель ведомственной награды Министерства просвещения РФ – нагрудного знака «За верность профессии» (2023 г.).
Тамара Борисовна Бегиева – признанный российский эксперт в области теоретической и практической педагогики, теории и методики обучения математике. В 1992 году в Ростовском государственном университете (ныне – Южный федеральный университет) защитила кандидатскую диссертацию «Обобщенные наглядные ориентиры в управлении познавательной деятельностью (на примере обучения математике учащихся 5—7 классов средних общеобразовательных школ)», научный руководитель – д.пед.н., профессор Александров Г.Н.
Тамара Борисовна внесла и продолжает вносить огромный вклад в развитие системы математического образования РСО-А. За более, чем 45-летний непрерывный стаж работы учителем математики в 27 школе г. Владикавказа, Тамара Борисовна воспитала не одно поколение талантливых учеников, которые неоднократно занимали призовые места в городских и республиканских олимпиадах, конкурсах исследовательских работ, турнирах и других интеллектуальных соревнованиях. Многие из них поступили в лучшие российские вузы, в которых математика является профильным предметом.
Тамара Борисовна Бегиева – учитель, который воспитывает личным примером. Замечательная цитата Л.Н.Толстого «Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель», несомненно можно отнести к Тамаре Борисовне.
СООРГАНИЗАТОРЫ ВОРКШОПА: Владикавказский научный центр РАН (Южный математический институт – филиал ВНЦ РАН, Северо-Кавказский центр математических исследований ВНЦ РАН), Владикавказский Центр непрерывного математического образования, Северо-Осетинское региональное отделение Межрегиональной ассоциации учителей математики, Северо-Осетинский республиканский институт повышения квалификации работников образования, ВМКУ «Организационно-методический центр».
ОРГКОМИТЕТ ВОРКШОПА:
к.пед.н. Абатурова В.С. (ВНЦ РАН: ЮМИ, СКЦМИ, Владикавказ) председатель Оргкомитета;
Агабалаева И.В. (СКЦМИ ВНЦ РАН, Владикавказ);
Мзокова Ф.П. (СОРИПКРО, Владикавказ);
Ларионова З.И. (ВМКУ ОМЦ, Владикавказ);
Уруймагова З.Ю. (МБОУ СОШ № 42, Владикавказ);
Папаиоаниди М.К. (СКЦМИ ВНЦ РАН, Владикавказ).
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОРКШОПА: Под научным методом решения проблем (НМРП) понимается [1] формализованный процесс рассуждения (алгоритм), используемый для получения нового знания (решения проблем), состоящий из следующих этапов (исследовательских действий):
|
Номер этапа НМРП |
Наименование этапа НМРП |
Признак распознавания завершенности этапа НМРП |
|
Этап 1. |
Постановка проблемы |
Учащийся понимает, на какой вопрос ему нужно дать ответ. |
|
Этап 2. |
Наблюдения, эксперименты и анализ данных |
Учащийся понимает, на какие данные (ресурсы) можно опереться. |
|
Этап 3. |
Поиск закономерностей, выдвижение гипотезы |
Учащийся предлагает идею (гипотезу) решения проблемы. |
|
Этап 4. |
Построение модели, теории для проверки гипотезы |
Ученик предлагает план реализации идеи (план проверки гипотезы). |
|
Этап 5. |
Проверка гипотезы, получение решения, проверка адекватности решения |
Ученик осуществляет пошагово составленный план реализации идеи, записывает решение, проверяет решение. |
|
Этап 6. |
Выводы, постановка новой проблемы |
Ученик понимает, что нужно делать дальше, как можно обогатить проблемную ситуацию. |
Подробнее ознакомиться с теоретическими основами научного метода решения проблем и его реализацией на уроках математики можно в статье Абатуровой В.С. «Научный метод решения проблем как инструмент создания новых методических решений»//Творчество студентов и школьников в области математики и информатики методы его развития: материалы 44-го Международного научного семинара преподавателей математики и информатики ун-тов и пед. вузов, Минск : БГПУ, 2025. С. 284-287. – ISBN 978-985-29-0658-6.
УЧАСТНИКИ ВОРКШОПА: Учителя и преподаватели математики, руководителей кружков по математике учреждений Республики Северная Осетия-Алания и других регионов России и зарубежья, студенты, магистранты и аспиранты педагогических специальностей, интересующихся вопросами теории и методики обучения математике.
УСЛОВИЯ УЧАСТИЯ В ВОРКШОПЕ: Для участия с докладом (10-15 минут) об опыте применения научного метода решения проблем или его отдельных этапах на уроках математики и во внеурочной деятельности необходимо в срок до 28 октября 2025 г. (включительно) зарегистрироваться по ССЫЛКЕ и указать в форме регистрации название доклада, место работы и должность докладчика, ученую степень, ученое звание (при наличии) и краткую аннотацию доклада (3-5 предложений о сути доклада).
Для участия в качестве слушателя необходимо в срок до 29 октября 2025 г. (включительно) заполнить регистрационную форму, расположенную по ССЫЛКЕ.
Всем зарегистрированным участникам после регистрации будет направлена ссылка на подключение к заседаниям Воркшопа.
ФОРМАТ ПРОВЕДЕНИЯ ВОРКШОПА: дистанционный (платформа МТС Линк).
ПРОГРАММА ВОРКШОПА: Программа будет сформирована 29 октября и разослана зарегистрированным участникам Воркшопа.
ИТОГИ ВОРКШОПА: Участникам, посетившим не менее 80% времени Воркшопа будут выданы сертификаты, для чего необходимо сделать запрос о сертификате на адрес Оргкомитета: vcnmo@yandex.ru.
КОНТАКТЫ ОРГКОМИТЕТА: Агабалаева Ирина Владимировна, тел.: +7(918) 829-26-98, тел.: +7(963) 179-77-87 (WhatsApp), e-mail: vcnmo@yandex.ru