28 января 2022 года ЮМИ ВНЦ РАН и СКЦМИ ВНЦ РАН открыли цикл мероприятий, приуроченных ко Дню Российской науки
28 января 2022 года состоялась первая сессия Лектория на тему «Моделирование методической деятельности учителя математики при обучении учащихся решению сложных заданий ЕГЭ». Лектор – доцент Новосибирского государственного университета, к.ф.-м.н. В.Н. Дятлов (г. Новосибирск). Формат Лектория дистанционный, на платформе ZOOM.
Соорганизаторы Лектория – СКЦМИ ВНЦ РАН, ЮМИ ВНЦ РАН, СОРИПКРО и СОРО РАУМ. Лекторий проводится в рамках научно-образовательного проекта «Владикавказский педагогический математический марафон».
Тема первой сессии лектория «Моделирование методической деятельности учителя математики при обучении учащихся решению сложных заданий ЕГЭ по планиметрии».
Участниками сессии стали 30 учителей математики РСО-А из г. Владикавказа, г. Алагира, г. Беслана, с. Гизель, г. Дигоры, с. Донгарон, п. Карца, с. Камбилеевское, с. Кирово, с. Лескен, г. Моздока, с. Хаталдон, с. Цалык, с. Чермен, с. Чикола. В работе сессии также приняли участие учителя математики из г. Москвы.
Основным содержанием первой сессии Лектория стали два задания по планиметрии из открытого банка заданий ЕГЭ по математике профильного уровня. Как известно, геометрия является одним из самых сложных разделов школьной математики для школьников, а задачи по планиметрии ЕГЭ профильного уровня поддаются решению лишь единицам выпускников школ. Цель Лектория – показать на примере таких заданий авторскую технологию работы с учащимися, которые готовятся к сдаче профильной математики ЕГЭ – как строить цепочку вопросов для выявления шагов решения задач, как искать ответы на эти вопросы, как выявлять базовые одношаговые планиметрические задачи, лежащие в основе решения сложных планиметрических задач.
В ходе обсуждения данной технологии участники лектория – учителя – отмечали, что основная сложность предложенных заданий для школьников – их «многошаговость» и отсутствие у учащихся устойчивых знаний, умений и опыта в «выявлении» и «разложении» сложного задания на одношаговые задачи, выбор подходящего математического инструментария. При решении предложенных на сессии планиметрических заданий использовались одношаговые планиметрические задачи (учебные планиметрические модели), связанные с подобием треугольников и их площадями, параллельностью прямых, признаками равнобедренности треугольника, признаками и свойствами вписанных в окружность четырехугольников, свойствами касательной и секущей, выходящих из одной точки. Многообразие привлекаемых учебных планиметрических моделей является базой для формирования у учащихся способности к осуществлению обобщенных универсальных учебных действий и метапредметных умений, включая общекультурные навыки, которые создают возможность самостоятельно развиваться и совершенствоваться учащемуся как в самой предметной области, так и в направлении желаемого социального опыта в течение всей жизни, т.е. способствуют формированию умения учиться – основного метапредметного умения.
В работе сессии активное участие приняли учителя математики РСО-А З.Ю. Уруймагова (МБОУ СОШ 42 г. Владикавказ), О.А. Цаллагова (МБОУ СОШ 11 г. Владикавказ), А.А. Боциева (МБОУ СОШ № 1 г. Дигора).
Ещё две планиметрические задачи из открытого банка заданий были предложены участникам сессии в качестве домашнего задания. Вторая сессия лектория В.Н. Дятлова на тему «Моделирование методической деятельности учителя математики при обучении учащихся решению сложных заданий ЕГЭ по стереометрии» состоится 4 февраля 2022 года в 17:00 в онлайн формате на платформе Zoom.
Краткая информация о научно-образовательном проекте «Владикавказский педагогический математический марафон» (ВПММ). ВПММ объединяет следующие мероприятия для учителей математики: Республиканский научно-практический семинар «Наука – Школе», цикл воркшопов и лекториев «Развитие математического образования: наука и практика», которые проводятся еженедельно по пятницам с 17:00 до 19:00 в дистанционном формате.
Цель ВПММ – научно-методическая поддержка педагогической и предметной деятельности учителя математики, ознакомление учителей математики с современными образовательными и информационными технологиями и разработками; привлечение учителей к исследовательской деятельности; развитие интегрированной научно-образовательной среды «учитель – математик – методист».
Соруководители ВПММ: заведующий отделом развития математического образования СКЦМИ ВНЦ РАН, старший научный сотрудник ЮМИ ВНЦ РАН к.пед.н. Абатурова В.С. и ректор Северо-Осетинского республиканского института повышения квалификации работников образования к.пед.н. Исакова Л.С.
Информационные письма о предстоящих мероприятиях ВПММ размещаются на сайте ЮМИ ВНЦ РАН и рассылаются на почту участников мероприятий. Принять участие в проекте может любой желающий, приславший на электронный адрес Оргкомитета ВПММ - vcnmo@yandex.ru - регистрационное письмо со следующей информацией: ФИО, место работы (наименование школы, СПУ, центра ДПО, иное), населенный пункт, номер телефона, на котором установлено приложение WhatsApp (для добавления в чат ВПММ). Обратным письмом на указанный адрес электронной почты будет отправляется ссылка для входа на мероприятие ВПММ. Ссылка на видеозапись прошедшего мероприятия рассылается участникам после соответствующей обработки видеофайла. По итогам мероприятий ВПММ участникам (по запросу в Оргкомитет) выдается сертификат участника мероприятия.
Источник: ЮМИ ВНЦ РАН