1. Пресс-центр
  2. Новости
  3. СОИГСИ
  4. Культуру создают люди, а людей создает культура

Культуру создают люди, а людей создает культура

Июль 22, 2019 Просмотров: 342
Доктор исторических наук, доцент, ведущий научный сотрудник СОИГСИ ВНЦ РАН Инга Тотразовна Цориева отмечает юбилей.  

Инга Тотразовна Цориева – автор более 100 научных публикаций, в том числе четырех монографий. В сфере ее научных интересов, сопряженных с ее человеческими пристрастиями (ведь ученый, как и любой другой профессионал, достигает успехов только в любимом деле), социальные процессы, культурная политика, история образования, науки, художественной культуры, проблема взаимодействия власти и творческой личности, история повседневной жизни советского города и его жителей. 

Все мы родом из детства, и на мой вопрос «Как зародился интерес к истории?», Инга Тотразовна вспоминает первый урок истории, когда она, пятиклассница впервые заинтересовалась этим предметом. К окончанию школы девушка приняла твердое решение: буду поступать на исторический факультет Северо-Осетинского государственного университета. Тем более что расширился интерес к различным сторонам исторической дисциплины. Ее уже привлекала и археология, и история родного края, и даже военная тематика.  

Надо отметить, что в 1970-1980-е гг. поступить на истфак было непросто из-за большого конкурса. Потому что в советское время этот факультет выбирали не только те, кто хотел стать педагогом, мечтал заниматься наукой, но и те, кто стремился делать карьеру в партийно-советских органах власти. Тем не менее, и выбор научной стези в то время был престижным. Государство поддерживало науку. Создавало для ученых необходимые условия для работы, обеспечивало их высокий социальный статус. Наука, как и культура в целом, всегда была важной частью государственной политики. Сегодня, с изменением приоритетов в федеральной культурной политике, наука в регионах находится, если не в забвении, то где-то на втором плане. Надежды научных кадров национальных республик на спонсорство и меценатство, традиционно эффективные в развитых государствах, пока, к сожалению, не оправдываются. 

Но в конце 1970-х гг. выпускнице-золотой медалистке Цориевой не составило труда стать студенткой истфака СОГУ. Инга Тотразовна с большой теплотой вспоминает своих педагогов, среди которых Арташес Аванесович Аствацатуров, Марк Максимович Блиев, Михаил Ильич Гиоев, Анатолий Владимирович Исаенко, Саламджери Алиханович Кокаев, Ахсарбек Хадзиретович Магометов, Елена Христофоровна Мельниченко, Борис Мухарбекович Мостиев, Батырбек Хаджеумарович Ортабаев, Яков Михайлович Стручков, Михаил Сосланбекович Тотоев, Эльвира Акимовна Траилина, Тамерлан Александрович Тургиев, которые не только блестяще владели предметом, но были яркими личностями и настоящими педагогами. «Замечательные люди и специалисты. Просто невозможно было не учиться», – восклицает моя собеседница.  

Закончив исторический факультет СОГУ в 1982 году, Инга Цориева решила продолжить образование в аспирантуре. Но не все складывалось по желанию. Молодому специалисту пришлось проработать три года в Республиканском научно-методическом центре при Министерстве культуры Северо-Осетинской АССР. Об этих годах Инга Тотразовна все же вспоминает с удовольствием. Экспертно-методические экспедиции в районы, кураторские связи с Домами культуры и сельскими клубами, вхождение в интересную для науки тематику традиций и обычаев своего народа, их развития в условиях формирования новой советской культурной традиции, общение с энтузиастами краеведения и художественной самодеятельности – все это способствовало становлению личности, развитию человеческих и профессиональных качеств.  

В 1985 году Цориева поступает в аспирантуру исторического факультета Московского государственного университета, на кафедру «История СССР советского периода». Причем она – единственная из аспирантов этого года набора – с периферии; все остальные были выпускниками истфака МГУ. «Три года учебы были настолько насыщенными и плодотворными, что могу с уверенностью сказать – тот объем знаний, который я там получила, в иных условиях осваивала бы гораздо дольше. Каждая лекция, каждый семинар – открытие… Ленинская библиотека с ее огромными фондами и читальными залами была постоянно переполнена. Если с утра задержалась и несколько опоздала к открытию, то иной раз приходилось стоять и ждать, когда освободится место», – рассказывает Инга Тотразовна.  

Преподаватели кафедры давали глубокие, качественные знания, учили отстаивать свое мнение до конца, если дело касалось научных взглядов, умело формировали в аспирантах активную гражданскую позицию. Со своим научным руководителем, профессором, доктором исторических наук Александром Ивановичем Вдовиным благодарная ученица и сегодня поддерживает теплые отношения. А в годы учебы в аспирантуре Вдовин оказался тем ученым, который всецело поддержал ее стремление взяться за анализ социальной роли рабочего класса в сложнейших условиях советской модернизации 1920-1930-х гг. Выбор темы был связан с тем, что страна переживала период застоя. В обществе нарастали кризисные тенденции. Деформировались основополагающие ценности социалистической действительности. Эрозии подверглась роль рабочего класса. Диссертационное исследование обращало к опыту прошлых лет в контексте социально-культурных функций рабочего класса в новых трудных условиях.  

Успешно защитив кандидатскую диссертацию в начале 1989 года, Инга Цориева вернулась во Владикавказ и была принята на должность научного сотрудника Северо-Осетинского научно-исследовательского института (ныне СОИГСИ ВНЦ РАН). Надо отметить, что на рубеже 1980–1990-х годов в научно-образовательных учреждениях республики шел системный, многоаспектный анализ различных периодов истории осетинского народа. На эту работу серьезное влияние оказали распад государства и последующие события вокруг Осетии. Тем не менее, или скорее поэтому, к середине 1990-х годов при участии республиканских властей был сформирован авторский коллектив для написания истории Северной Осетии XX века. Цориевой было предложено подготовить раздел по истории советской индустриализации. Тему культуры труда, рассматриваемую в разделе, она, по предложению руководителя института Агубе Георгиевича Кучиева, дополнила разделами по истории культуры республики. Взялась за новое задание с удовольствием: тема профессионально интересовала давно, еще со времен работы в Республиканском научно-методическом центре при Министерстве культуры. 

Коллективная монография «История Северной Осетии: XX век» вышла в издательстве «Наука» в 2003 году. Цориева получила хороший опыт работы как член редколлегии, что позволило ей вплотную заняться проблемами культурного развития Северной Осетии советского периода. Вокруг них к тому времени кипели политические страсти, в том числе связанные с межнациональными и миграционными аспектами жизни региона. В 2008 году вышла ее первая монография «Культура и власть в Северной Осетии (середина 1940 – середина 1960-х годов). Затем последовали вторая и третья книги: «Пути исповедимые. Из истории основания равнинных поселений на Кавказе в конце XVIII–XIX вв.» в 2010 году и «Наука и образование в культурном пространстве Северной Осетии (вторая половина 1940-х – первая половина 1980-х гг.)» в 2012 году. 

С четвертой монографией «Культура Северной Осетии во второй половине 1940-х – первой половине 1980-х гг. (образование, наука, литература и искусство)» Цориева вышла в 2015 году на защиту докторской диссертации. Она признается, что в какой-то момент были сомнения. Ведь, чем больше углубляешься в научную тему, тем шире диапазон возникающих проблем. Но ее поддержали председатель Диссертационного совета СОГУ Ахурбек Алиханович Магометов и директор СОИГСИ Залина Владимировна Канукова, которые учитывали значимость темы для развития культуры республики в новых условиях и необходимость актуализации ее проблем в научной среде.

Инга Тотразовна, исходя из многолетнего опыта работы над темой, убеждена: культуру создают люди творчески целеустремленные. Они как яркие маяки ведут общество к созиданию и духовному совершенствованию. И надо писать о них. Это важно, по мнению ученого, не только с этических и моральных позиций. Их имена должны знать современники, и они должны оставаться в памяти потомков. Совершенно очевидным является и то, что культура в свою очередь создает людей, формирует их мировоззрение, воспитывает в них гражданственность, патриотизм, взращивает нравственную личность. Такое понимание предназначения культуры подвигает исследователя к дальнейшему научному поиску.  

«Сейчас продолжаю заниматься историей культуры Осетии советского периода в событиях и лицах, – делится планами Инга Тотразовна. – Интересно проследить панораму жизни Осетии через судьбы ярких, достойных памяти представителей национальной культуры: ученых, писателей, художников, музыкантов и др. Многие из них, порой вопреки непростым жизненным обстоятельствам, идеологическим ограничениям, прямым запретам, самоотверженно, без громких слов, выполняли свой профессиональный и гражданский долг. Думаю, их жизнь в советском обществе была не менее интересной, а часто и более драматичной, чем судьбы их предшественников. Надеюсь, что собранные материалы позволят издать книгу». 

Тамара Бунтури