1. Пресс-центр
  2. Новости
  3. СМИ о ВНЦ РАН
  4. Интервью председателя ВНЦ РАН и РСО-А, д.ф.-м.н., профессора А.Г. Кусраева и председателя КБНЦ РАН, д.т.н., профессора П.М. Иванова газете «Академия»

Интервью председателя ВНЦ РАН и РСО-А, д.ф.-м.н., профессора А.Г. Кусраева и председателя КБНЦ РАН, д.т.н., профессора П.М. Иванова газете «Академия»

Сентябрь 7, 2013 Просмотров: 438

«Академия», №25 (581) 7.09.2013 г.

КБНЦ РАН: отделения и научные центры Академии – стабилизаторы регионов

image002.jpgПрезидиум Кабардино-Балкарского научного центра РАН на экстренном заседании составил открытое письмо на имя Президента РФ, председателя правительства, глав Совета Федераций и Госдумы, лидеров КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России», президента РАН и полпреда Президента РФ В СКФО, в котором поддерживается позиция Сибирского и Дальневосточного отделений РАН, Совета директоров институтов РАН и Совета научной молодежи СО РАН. В письме указано, что поспешное внесение правительством в Госдуму проекта реорганизации Академии не имеет ничего общего с демократическими принципами новой России и не может привести к разумным государственным решениям. Авторы письма выразили недоверие правительству РФ и потребовали его отставки. На вопросы «Академии» отвечает председатель КБНЦ РАН, доктор технических наук, профессор П.М. Иванов. 

-Возможно ли, на ваш взгляд, совершенствование отдельных положении законопроекта о реорганизации Академии или он не подлежит исправлению и должен быть изменен в целом?

-Законопроект должен быть отозван. Он (как бы мы его ни совершенствовали) нанесет вред фундаментальной науке. Нужен совсем другой законопроект. Принципиальная неприемлемость проекта не изменится от улучшения отдельных его положений.

-Какие положения проекта вы находите категорически неприемлемыми, а какие оцениваете полностью или отчасти положительно?

-В законопроекте нет ни одного (или почти ни одного) положения, которое работало бы на развитие фундаментальной науки.

-Считаете ли вы необходимым сохранить юридическую самостоятельность за региональными отделениями РАН?

-У разработчиков законопроекта абсолютное непонимание неизбежности децентрализации управления страной и значимости для России обеспечения устойчивого развития регионов. Последнее возможно только при высоком уровне научного обеспечения регионального развития, что ложится на плечи региональных отделений и научных центров (в стране нет других структур, которые в состоянии это сделать). В открытом письме КБНЦ РАН руководству страны от 2 июля мы отмечаем, что деятельность региональных научных центров РАН, особенно на Северном Кавказе, имеет не только научную значимость. Невозможно переоценить их общественно-политическую и национально-культурную роль в этом сложнейшем регионе. Интеграция научно-интеллектуальной элиты Северного Кавказа в рамках академической науки является одним из важнейших стабилизирующих факторов в регионе. Разрушение этой интеграции (путем ликвидации региональных научных центров РАН) чревато осложнением общественно-политической ситуации на Северном Кавказе и в стране. Помимо реальной опасности загубить работу региональных научных институтов, разделить научно-интеллектуальную элиту, есть опасность разрушить исследовательскую деятельность объектов мирового уровня. Так, в Кабардино-Балкарии имеются уникальные научные объекты мирового значения (Баксанская нейтринная обсерватория ИЯИ РАН, Терскольский филиал Института астрономии РАН), существование которых в случае принятия реформы в нынешней редакции становится проблематичным.

-Нужно ли проводить зимние выборы в Академию?

-Да, они необходимы. Устав Академии еще не отменен.


ВНЦ РАН: механическое слияние не сработает


Кусраев А.Г..jpegПрезидиум Владикавказского научного центра РАН и Правительства Республики Северная Осетия - Алания единогласно поддержал позицию коллег законодательные инициативы в области реформирования отечественной науки не могут быть одобрены без тщательного открытого обсуждения. Решено направить представителям РСО-А в Совете Федерации ФС РФ, депутатам Госдумы РФ обращение с просьбой не поддерживать законопроект реформы РАН. Как отмечено в документе, проект «в том числе уничтожит региональные научные центры РАН, которые создавались десятилетиями и играют важнейшую роль в развитии регионов, а по сути являются их научными и культурными центрами». Приводим мнение председателя ВНЦ РАН и Правительства РСО-А, доктора физико-математических наук, профессора А.Г. Кусраева:

- Ответ на вопрос о целесообразности или нецелесообразности совершенствования отдельных положений законопроекта зависит от того, какой мы хотим видеть свою страну в будущем, какое строим государство. Президентом РФ провозглашена стратегия «новой индустриализации», ее суть - восстановление лидирующих позиций страны в мире (см. программные статьи В.В. Путина 2012 года). Это означает прорыв к новому технологическому укладу (термин Д С. Львова и С.Ю. Глазьева). В мире формируется шестой технологический уклад, характеризующийся развитием биотехнологий, нанотехнологии, робототехники, глобальных информационных сетей, интегрированных высокоскоростных транспортных систем и т. д. В течение 10-15 лет необходимо в России заложить его основы. Столь масштабная задача подразумевает коренное обновление страны на основе широкого распространения в обществе новых знаний и технологий. Тем самым триада «наука - образование - инновации» должна стать национальной идеей России XXI века.

Если мы выбираем стратегию В.В. Путина, то обсуждаемый законопроект не подлежит исправлению и должен быть изменен в целом, так как он сформирован на иной концептуальной основе.

-Какие последствия для науки, на ваш взгляд, будет иметь принятие законопроекта в его нынешнем виде?

-О разрушительных последствиях этого проекта сказано много. Свою негативную оценку дал и президиум Владикавказского научного центра РАН на своем экстренном заседании от 02.07.2013 (см. http://vncran.ru/news/1/347/). Поддерживаю основные положения резолюции конференции научных работников РАН 29-30 августа в Москве.

Много сказано и о несоответствии отдельных положений законопроекта заявленным целям и в целом о его отрыве от реальных проблем российской науки. Так, например, одной из идей реформаторов является присоединение академических институтов к университетам. При этом игнорируется позитивный отечественный опыт интеграции вузовской и академической науки в укреплении обороноспособности страны.

Гораздо меньше говорится о том, какие последствия будет иметь ФЗ № 305828-6 для страны. Принятие закона - это выбор пути, направления развития. Он должен соответствовать стратегии государства. Законопроект отрицает стратегию Путина, соответствует «стратегии трубы» или «стратегии сырьевого придатка», которая не требует высокого уровня ни науки, ни образования, а потому не предполагает и высокого качества жизни. Принятие этого законопроекта (независимо от субъективных желаний его авторов и сторонников) исключает возможность формирования экономики знаний в нашей стране, закрывает путь России к мировому лидерству.