1. Пресс-центр
  2. СМИ о ВНЦ
  3. Владимир Дубровский: «Математик – умный человек, способный решать задачи, прежде всего, жизненные»

Владимир Дубровский: «Математик – умный человек, способный решать задачи, прежде всего, жизненные»

Февраль 20, 2019 Просмотров: 211
Региональная научно-практическая конференция «Колмогоровские чтения», приуроченная ко Дню российской науки, прошла в Северной Осетии уже в пятнадцатый раз. Давним партнером соорганизаторов конференции – ВНЦ РАН и ВЦНМО – является Специализированный учебно – научный центр имени А.Н. Колмогорова МГУ имени М.В. Ломоносова (СУНЦ МГУ), с которым ВЦНМО в 2018 году подписал новый договор о сотрудничестве. Прошедшее мероприятие в Северной Осетии – региональный этап Международной научной конференции школьников «Колмогоровские чтения», проведение которых по традиции намечено на май текущего года. 

В этом году в работе конференции во Владикавказе принял участие к. ф.-м. наук, доцент СУНЦ МГУ Владимир Дубровский, который, кстати, является выпускником одного из первых выпусков этого учебного учреждения. Позже, еще будучи студентом, он вернулся туда преподавателем. Осенью 2019 года у Владимира Натановича большой юбилей – 50 лет педагогической деятельности в СУНЦ МГУ. 

На пленарном заседании, посвященный открытию конференции, Владимир Дубровский представил интересный доклад «Математика вокруг нас. Замечательные теоремы о многогранниках», в котором речь шла о теоремах Коши и Александрова и формуле Декарта – Эйлера. Рассказав о их сути на доступном для школьной аудитории языке, докладчик предложил ребятам воспользоваться полученной информацией и собрать из бумажных разверток пирамиду и куб. Подобные задачи выходят за рамки школьной программы, но тем не менее нашлись умники и умницы и продемонстрировали верное решение. 

Также в ходе первого дня работы конференции Владимир Дубровский провел семинар для учителей математики и информатики на тему «Математический конструктор, как инструмент учителей математики», при помощи которого педагоги смогут расширить свой диапазон умений и навыков для работы с учениками. Ценность данной встречи состоит в том, что докладчик, являясь одним из разработчиков данного методического продукта фирмы «1С», апробирует этот инструмент на занятиях с учащимися СУНЦ МГУ, совершенствует его, добавляя актуальные для учителя функции – иметь возможность вращать построенные стереометрические фигуры, строить планиметрические и стереометрические модели, делать хорошие рисунки к геометрическим задачам. Участники семинара активно высказывались по теме и в рамках дальнейшего сотрудничества предложили провести по этой актуальной теме одно из заседаний совместного научно-практического семинара ЮМИ ВНЦ РАН и СОРИПКРО «Наука – Школе» с дистанционным участием В.Н. Дубровского. 

По завершении плановых мероприятий Владимир Дубровский любезно согласился ответить на некоторые вопросы корреспондента:  

- Владимир Натанович, вся Ваша жизнь связана со школой имени А.Н. Колмогорова. Когда она была создана? Чем занимается? Сегодня упор делается только на математику? 

- Школа - интернат для одаренных детей была создана в Москве Андреем Колмогоровым в 1963 году. Всего по стране тогда открыли 4 подобные школы. Само понятие «специализированная школа» в те годы только появилось. Сначала старшеклассники из различных регионов страны, прошедшие серьезный отбор, изучали только углубленные курсы математики и физики. Сегодня в ней в равных долях представлены математика, информатика, физика, химия, биология. По сути, это уже не чисто математическая школа. Переформатирование школы произошло в 1988 году, когда она стала структурным подразделением МГУ. Об уровне преподавания в школе можно судить по успехам ее выпускников. 5 институтов РАН, из которых 3 – ведущие математические институты России (Математический институт имени В.А.Стеклова РАН, Институт вычислительной математики РАН, Институт космофизических исследований и аэрономии им Ю.Г. Шафера СО РАН), возглавляют наши выпускники (Трещёв Д.В., Тыртышников Е.Е., Бережко Е.Г. - соответственно). Порядка 15 человек – академики РАН. 

- В школе обучаются одаренные ребята из разных российских регионов, заслужившие это право нелегким трудом. Обучаются два года – десятый и одиннадцатый классы. Сколько обучается детей? Куда они поступают по окончании школы? Связывают ли они потом свою жизнь с точными науками? 

 - Всего обучающихся – 350 человек. Как правило, они поступают в лучшие вузы страны. Раньше в мое время большую популярность имел механико – математический факультет МГУ. Без преувеличений, он был одним из лучших в мире. Сегодня есть достаточно вузов, где математику преподают на очень высоком уровне. Это факультеты в СПбГУ, в Высшей школе экономики. Ребята, как правило, успешно проходят все вступительные испытания. Процент непоступивших крайне мал. 
 
- Каков состав учащихся? 

 - Поначалу москвичей не было вообще. Более того, не было даже ребят из крупных российских городов. Превалировала идея – дать возможность развивать свои способности тем одаренным ребятам, которые по месту жительства не могут этого сделать должным образом. Сегодня в школе по ряду причин 20% всех обучающихся – москвичи. Да и регионам теперь не обязательно ехать в Москву. Подобные школы появились в других регионах. 

 - Сколько часов математики в неделю?

 - Если это математический класс, то 11 часов. Они распределены по трем математическим дням. Ребята изучают алгебру, геометрию, математический анализ. Еще есть математическая практика, а также курсы, кружки, домашние задания. Так что математики много. Но никакой перегрузки нет. Во все нормы мы укладываемся. 

 - Характерный ученик – это ботан в очках с толстыми линзами? Такое ведь у нас распространенное мнение о юном математике? 

 - Нет. Дети самые разные. Есть и такие, как вы описали. Но их мало. В основном, это ребята «из соседнего двора». Кстати, с провинциалами приятнее работать. Москвичи, в основном, снобы, считают себя самыми умными. 

 - Вы – человек с большим педагогическим стажем. Скажите, как должен поступать родитель, чтобы увлечь своего ребенка математикой? 

 - Иногда эта любовь передается «по наследству». Наши выпускники стараются устроить в школу и своих детей. Другое дело, что это не всегда хорошо для самого ребенка. Он может иметь другие наклонности. Что может сделать родитель? Дать хорошие книжки. Тем более, сейчас есть Интернет, и его можно использовать во благо. Например, ребенок может поучаствовать в математической викторине и показать хорошие результаты. Я все-таки считаю, что способность к точным наукам – это врожденное качество. Так же, как музыка, рисование. Но талант надо развивать. Кстати, ребенок, показывающий успехи в математике, может пойти по другому направлению: стать физиком, лингвистом. 

 - На каком месте по популярности в МГУ сейчас математический факультет? Да и в других вузах? - На одном из первых. Хотите спросить: а где же юристы и экономисты? Это в прошлом. Во-первых, уже работодатели поняли, что такие специалисты им не нужны, во- вторых, они сами поняли, что места уже заняты. Фундаментальная наука востребована. Хотя выпускник матфакультета может не заниматься математикой. Он выходит умным человеком, который умеет решать задачи. И далеко не только математические. Все. И жизненные тоже.  

- А что такое экономика? Это все же математика или…? 

 - Есть математическая экономика. Наш единственный математик, ставший лауреатом Нобелевской премии в 1975 году, Леонид Канторович получил ее по экономике. В каком-то смысле экономика – это математика. Но вопрос достаточно сложный и требующий рассуждения. 

 - Хотелось бы услышать Ваше мнение о качестве обучения в столичных топовых и провинциальных вузах.  

- Это не ко мне. Но, понятно, что топовые вузы обладают гораздо большими возможностями. Прежде всего, в плане кадров. Хотя сейчас люди более мобильны и могут заниматься самообразованием. И провинциальный вуз, если ты чего-то стоишь и сможешь это показать, способен дать хороший старт. В столице конкуренция куда больше. 

 - С одной стороны обучение в топовых вузах – это статусно и для самого ребенка, и для региона. С другой стороны – выпускники, как правило, не возвращаются, и происходит явление, которое мы называем «утечка мозгов».  

- Эта же проблема существует и на другом этапе: отъезд лучших специалистов из страны. Требуется немало экономических и организационных усилий, чтобы ее преодолеть. Но у каждого есть шанс на получение хорошего образования. И наша школа такой шанс предоставляет. Главное, чтобы ребенок трудился. 

 - Вернемся к «Колмогоровским чтениям». Какую задачу Вы себе поставили перед поездкой? 

- У нас хорошие контакты с ВНЦ РАН, с ВЦНМО. Поэтому хотелось поддержать хорошее и нужное дело. Выбор темы доклада довольно любопытный. Весь январь я был в зарубежных командировках. В том числе мне нужно было выступать в одной школе в Таиланде. Я воспользовался сайтом «Математические этюды» (автор сайта – к.ф.-м.н. Андреев Н.Н.), где доступно показывается, как математика применяется в жизни. Тема с многогранниками привлекает своей наглядностью. Можно объяснить довольно просто сложные математические вещи. Юные тайцы тоже складывали геометрические фигуры. С не меньшим удовольствием. 

- Успехи учителя – его ученики. Кого бы вы назвали среди таковых? 

- Директор Математического института РАН имени В. А. Стеклова академик Дмитрий Трещев, авторы популярных книг по математике Виктор Прасолов и Аркадий Скопенков, молодой российский предприниматель и меценат Андрей Мельниченко. Один из моих любимых учеников – директор института космических исследований в Швеции Станислав Барабаш. Каждый год он приезжает в Москву. В этот раз он пришел в школу, выступил перед детьми… Признаюсь, многих вдохновил своим примером.  

Надо отметить, что победители в региональном этапе показывают неплохие результаты на «Колмогоровских чтениях» в Москве. Что касается обучения в СУНЦ МГУ наших одаренных детей, то сейчас после многолетнего перерыва с центром удалось наладить контакты, и ребята, собирающиеся поступать в МГУ, могут попытаться стать учащимися знаменитой школы. В марте на базе ВЦНМО будет проводиться отборочный тур (приедет представитель СУНЦ МГУ), в котором могут принять участие учащиеся республиканских школ. Второй тур пройдет в Летней математической школе. В 2016 году такая попытка увенчалась успехом и в СУНЦ МГУ поступили тогда два учащихся ВЦНМО, гимназии № 5 и РФМЛИ – Г.Арутюнов и Б.Бетрозова, в 2017 – учащийся МБОУ «Лицей» - В.Джиджоев. И теперь они – уже выпускники СУНЦ МГУ – являются студентами первого курса факультета вычислительной математики и кибернетики МГУ.  
Интервью к.ф.-м.н. доцента В.Н. Дубровского размещено на сайте газеты «Владикавказ».

Автор: Тамара Бунтури