1. Пресс-центр
  2. СМИ о ВНЦ
  3. Дмитрий Поляков: Надо постоянно развиваться, улучшать то, что уже есть и идти вперед

Дмитрий Поляков: Надо постоянно развиваться, улучшать то, что уже есть и идти вперед

Июнь 20, 2019 Просмотров: 191
Сотрудник ЮМИ ВНЦ РАН Дмитрий Поляков – яркий представитель молодого поколения российских научных деятелей. Своей плодотворной работой, активной жизненной позицией, целеустремленностью, увлеченностью, ответственностью за начатое дело он доказывает, что молодежь в науку идет, и наука ей интересна. И это не какие - то там небожители, либо «синие чулки», которым чуждо все человеческое. Нет, это нормальные адекватные люди, которым занятия фундаментальными исследованиями нисколько не мешают радоваться жизни во всех ее проявлениях.  

Дмитрий Поляков родился 13 октября 1990 года в г. Воронеже. Закончил среднюю школу № 15 г. Воронежа в 2007 г., после чего в том же году поступил на отделение математики математического факультета Воронежского государственного университета. В 2011 г. с отличием закончил бакалавриат по направлению «Математика», а в 2013 г. - магистратуру по направлению «Математика и компьютерные науки» математического факультета ВГУ. В том же году поступил в аспирантуру Факультета прикладной математики, информатики и механики Воронежского государственного университета, которую закончил в 2017 г. В ноябре 2016 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата физико-математических наук (руководитель д.ф.-м.н., профессор Анатолий Григорьевич Баскаков), тема диссертации: «Метод подобных операторов в спектральном анализе линейных операторов». 

С 2012 по 2016 г. Дмитрий Поляков работал младшим научным сотрудником в Научно-исследовательском институте математики Воронежского государственного университета. С 2017 г. и по настоящее время – научный сотрудник в отделе математического анализа Южного математического института Владикавказского научного центра РАН. В 2016-2017 гг. руководил исследовательским грантом РФФИ «Исследование ряда задач математической физики спектральными и топологическими методами», а с 2018 г. руководит грантом Президента РФ для поддержки молодых ученых-кандидатов наук (МК). 

Сфера научных интересов связана со спектральной теорией операторов и изучением уравнений математической гидродинамики. Проводимые исследования связаны с изучением различных спектральных свойств (в частности, поведение спектра, асимптотическое поведение собственных значений и др.) дифференциальных операторов, которые описывают те или иные процессы в различных задачах математической физики и механики (например, колебательные процессы в стержнях, балках, пластинах при воздействии некоторой внешней силы). Что касается вопросов математической гидродинамики, то основная часть исследований связана с вопросами существования решений для альфа-моделей неньютоновской гидродинамики. Неньютоновские среды при воздействии внешних сил ведут себя как твердое тело, а в покое – как жидкость. Такие модели описывают движение многих сред: кровь в сосудах, полимеры, земная кора, крахмал, бетон, и др. 

Мы попросили ответить Дмитрия на ряд вопросов, чтобы узнать, какой он – молодой ученый – математик, ставший обладателем президентского гранта для молодых ученых. 

- Год назад вы получили грант Президента РФ для поддержки молодых ученых. Как идет работа? Что удалось сделать? Что в перспективе?  

- На этапе формирования заявки для участия в конкурсе я, как и любой другой участник конкурса, должен был составить план работ с подробным описанием целей и задач на каждый год исследования. 
После каждого года выполнения проекта необходимо представить отчет о проделанной работе. В связи с этим, на оба года работы по гранту есть четкий план действий, которого я и придерживаюсь. Совет фонда по грантам Президента РФ утвердил мой отчет за 2018 год, поэтому сейчас идет работа над решением задач этого года. Большая часть из них уже решена, поэтому в настоящий момент я занимаюсь представлением результатов на различных конференциях и научных семинарах. Что же касается более долгосрочной перспективы, то в дальнейшем, там, где это возможно, я планирую развить проводимые исследования на более общий класс задач. 

- Как вам удалось стать грантополучателем? Кто может рассчитывать на такую поддержку? 

- В настоящий момент в России осуществляется достаточно большая поддержка молодых ученых со стороны различных фондов и ведомств. В качестве примера можно привести Российский фонд фундаментальных исследований, Российский научный фонд, Министерство науки и высшего образования РФ и другие. Указанные фонды каждый год объявляют конкурсы для поддержки именно молодых ученых, причем зачастую даже не обязательно, чтобы ученый имел степень. В связи с этим на поддержку вполне могут рассчитывать даже аспиранты. Собственно, несколько лет назад я руководил грантом РФФИ будучи еще аспирантом Воронежского государственного университета. Чтобы стать грантополучателем ученый должен подать заявку в один из перечисленных фондов. Заявка оформляется в соответствии с заранее оглашенными правилами. Далее, она проходит тщательную экспертизу, в которой заявка оценивается с точки зрения актуальности исследования, новизны, реализуемости и уровня научного задела. Моя заявка получила достаточно хорошую оценку по этим пунктам. 

- Чем обусловлен ваш выбор – фундаментальная математика? Ведь тут нет ни быстрого результата, ни наглядной картинки. 

- На мой взгляд, одним из главных аргументов при выборе будущей профессии должен быть интерес. Плюс стечение обстоятельств. Я начал заниматься наукой на третьем курсе университета. Тема, предложенная моим научным руководителем д.ф.-м.н., профессором, профессором кафедры нелинейных колебаний ВГУ, Анатолием Григорьевичем Баскаковым, мне изначально понравилась. Спустя время, в работе стало что-то получаться. Позже на старших курсах д.ф.-м.н., профессор, Виктор Григорьевич Звягин –директор Научно-исследовательского института математики при ВГУ предложил мне работу в институте. А спустя еще несколько лет я попал в Южный математический институт Владикавказского научного центра Российской академии наук. Собственно это и есть те случайные события, которые и предопределили текущую мою жизнь. О результате или наглядных картинках я не думал ни тогда, ни сейчас. Занимаюсь я исключительно тем, что мне самому интересно. 

- Ваш выбор – исключительный случай? Или же молодые люди сейчас идут в науку? 

- Вообще, мое глубокое убеждение, что человеческий выбор (любой) – это исключительный случай. Мы принимаем те или иные решения в связи с теми, или иными, и всегда разными обстоятельствами. Отвечая на Ваш вопрос, я могу сказать, что при всех имеющихся проблемах молодые люди в науку все-таки идут. Пусть и не в таком количестве, как раньше. Другой вопрос, что не так много людей в ней закрепляются. Тут опять же есть различные обстоятельства. Мне кажется, у молодых людей есть потребность заниматься тем, чему они учились. Недавно я разговаривал со своим коллегой, который несколько лет назад окончил Московский государственный университет и успешно защитил кандидатскую диссертацию. После чего ему сказали, что его пребывание в общежитии закончилось, а на кафедре мест нет. Он несколько лет занимался разнообразной работой, пока не открыл свой бизнес. Сейчас он успешный предприниматель и при этом вернулся к своему научному руководителю, чтобы вновь заниматься наукой. Его по-настоящему тянуло заниматься тем, чему он достаточно долго учился. 

- Есть ли практическое применение у ваших работ? Судя по резюме, вы занимаетесь физикой и механикой тоже? Как они стыкуются с математикой?  

- Мои исследования носят фундаментальный характер. Однако они могут быть использованы прикладными науками в качестве исходной точки для дальнейшей работы. Ни физикой, ни механикой я не занимаюсь. Направление моих исследований – это изучение с математической точки зрения различных моделей, которые возникают в механике и гидродинамике. 

 - Что, по-вашему мнению, нужно предпринять, чтобы популяризировать науку? Запустить ее в массы? Или же в этом нет необходимости? Занятия наукой – удел избранных? 

- Популяризация науки – это очень сложный и непрерывный процесс. Этим необходимо заниматься постоянно и никогда не останавливаться. Приведу пример. В Математическом институте им. В.А. Стеклова в г. Москве уже очень много лет существует лаборатория популяризации и пропаганды математики. Одним из самых известных проектов этой лаборатории является сайт «Математические этюды». Это замечательный сайт, который очень увлекательно рассказывает о математике и ее приложениях. Казалось бы, создали проект и наполнили его содержанием – на этом можно остановиться? Нет, он постоянно развивается, улучшается, наполняется новым материалом и т.д. Руководитель этого проекта к.ф.-м.н. Н.Н. Андреев постоянно ездит с лекциями в различные города, принимает участие в крупных конференциях. Я думаю, это правильный путь в направлении популяризации науки. Особенно приятно отметить, что Владикавказский научный центр также работает в этом направлении, пусть хотя бы и в региональном масштабе. Ежегодно организуются различные мероприятия, лекции для школьников, которые призваны вызвать интерес к занятию наукой, в частности, математикой. Кроме этого, с лекциями приглашаются активные популяризаторы науки. Я думаю это тот путь, который необходим. 

- Молодые ученые во Владикавказе. Есть ли вообще такая категория? Осуществляется ли поддержка? И в каком виде она нужна? 

- Начнем с того, что в нашем Владикавказском научном центре около 30 процентов сотрудников до 35 лет. Поэтому такая категория явно присутствует. Плюс ко всему Владикавказский научный центр ежегодно является организатором или соорганизатором порядка 10 различных мероприятий для школьников, студентов и молодых ученых. Если говорить о математике, то ежегодно Южный математический институт ВНЦ РАН проводит летний Международный математический научно-образовательный форум, в рамках которого проходит важное мероприятие для студентов, магистрантов, аспирантов, молодых ученых: «Владикавказская молодежная математическая школа» с лекциями известных российских и зарубежных специалистов в области фундаментальной и прикладной математики, а один раз в два года – Международная научная конференция «Порядковый анализ и смежные вопросы математического моделирования», в работе которой также принимает большое число молодых ученых Северного Кавказа и Юга России с апробацией результатов исследований. Кроме этого, молодые математики принимают участие в Летней школе точных наук, проводимой ВНЦ РАН для школьников республики, где они оттачивают свои преподавательские навыки, необходимые в работе преподавателя – исследователя. На своем примере, могу сказать, что ВНЦ РАН оказывает всестороннюю поддержку молодёжи по различным научным инициативам. Поддержка также осуществляется и со стороны Правительства Республики Северная Осетия-Алания. Так, например, ежегодно проводится конкурс на получение премии Главы Республики Северная Осетия-Алания для молодых ученых, которую в этом году, в частности, получили сотрудники Геофизического института ВНЦ РАН. 

Резюмируя сказанное, можно заметить, что поддержка молодых ученых во ВНЦ РАН имеется, необходимо только проявлять инициативу и не останавливаться на достигнутом – постоянно развиваться, улучшать то, что уже есть и идти вперед.

- У вас есть увлечения вне работы?  

- Достаточно много. Все зависит от настроения. Но, в основном, я люблю читать классическую литературу, ходить в театр и кино, слушать музыку. Иногда занимаюсь фотографией. Не профессионально, конечно, а в свое удовольствие для собственного альбома.

Статью в газете "Владикавказ" можно прочитать здесь.

Тамара Бунтури