1. Мероприятия
  2. Архив мероприятий
  3. 2015
  4. 18 июля 2015г. свою работу завершила VI Республиканская летняя математическая школа для учителей

18 июля 2015г. свою работу завершила VI Республиканская летняя математическая школа для учителей

Просмотров: 4142
ЛМШУ решала следующие задачи: осуществление научно-методической поддержки инновационной и исследовательской деятельности учителей и преподавателей математики; углубление знаний по теории и методике обучения математике; распространение передовых авторских технологий обучения математике, ориентированных на Единый государственный экзамен, олимпиадную и проектно-исследовательскую деятельность учащихся; формирование диалога между представителями математического и педагогического направлений науки. 

Соорганизаторами ЛМШУ выступили в 2015 году Южный математический институт ВНЦ РАН, Министерство образования и науки РСО-А, Владикавказский научный центр РАН, Северо-Осетинский Республиканский институт повышения квалификации работников образования, Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова и Владикавказский Центр непрерывного математического образования.

ЛМШУ с 2013 года проводится как школа с международным участием, поскольку в ней принимают участие учителя Республики Южная Осетия. В работе ЛМШУ в 2015 году приняли участие 5 учителей РЮО из г. Цхинвала, с. Цинагара и 32 учителя математики РСО-А из г. Владикавказа, г. Беслана, г. Чиколы, г. Алагира, г. Моздока, ст. Архонской, с. Донгорона, с. Комсомольского, с. Дарг-Коха.
Программа ЛМШУ включала две сессии: I сессия – «Учебно-практический модуль», II сессия – «Научно-методический модуль».

Учебно-практический модуль проходил с 30 июня по 8 июля параллельно с Летней школой точных наук на базе Центра олимпийской подготовки сборной команды РСО-Алания по вольной борьбе, а научно-методический модуль – в период с 12 по 18 июля параллельно с Международной научной конференцией «Порядковый анализ и смежные вопросы математического моделирования» на базе альплагеря «Цей». 

Программа учебно-практического модуля включала обучение современным методикам работы с мотивированными школьниками и чтение специальных лекций для учителей: «Наука и управление» (д.ф.-м.н., профессор Кусраев А.Г., ЮМИ ВНЦ РАН, Владикавказ), «Методика обучения математике. Практико-ориентированные образовательные технологии» (к.пед.н. Абатурова В.С., ЮМИ ВНЦ РАН, Владикавказ), «Изображение многогранников и их сечений», «Расстояние между скрещивающимися прямыми», «Планиметрия» (к.ф.-м.н., доцент Дятлов В.Н., НГУ, Новосибирск), «Решение задач с параметрами» (Гуев Т.А., Лаборатория Касперского, Москва), «Экономические задачи» (Секинаева Б.Ш., СОГУ, Владикавказ).

Программа научно-методического модуля ЛМШУ включала лекции, семинары и индивидуальные консультации ведущих приглашенных российских ученых и специалистов в области математического образования, а также участие в открытии, пленарном заседании и в работе секции по современным проблемам математического образования Конференции. 

 

В числе лекций и семинаров ЛМШУ: «Современный учитель математики. Опыт работы МПГУ» (к.ф.-м.н., доцент Брайчев Г.Г., МПГУ, Москва); «Работа с текстовыми задачами методом «Вертушка», «Оценка математических заданий с позиций предметных, метапредметных и личностных результатов обучения», «Реализация диалоговых методов при работе с математическими заданиями», «Использование компьютерной презентации при работе с математическим заданием» (д.пед.н., профессор Малова И.Е., БГУ, Брянск); «Федеральные стандарты и авторская концепция гуманитарно-ориентированного преподавания математики» (д.пед.н., профессор Назиев А.Х., Рязань); «Классификация постановок задач по стереометрии. Анализ поиска пути решения», «Задачи, связанные с расстояниями», «Задачи, связанные с нахождением угла», «О построении сечений и нахождении площади сечения» (к.ф.-м.н., доцент Дятлов В.Н., НГУ, Новосибирск); «Развитие инновационной деятельности учителя математики», «Математическое моделирование – школьникам. Линейное программирование» (к.пед.н. Абатурова В.С., ЮМИ ВНЦ РАН, Владикавказ); «Задачи с параметрами», «Теория чисел в олимпиадных задачах и в задачах профильного ЕГЭ» (Секинаева Б.Ш., СОГУ, Владикавказ), «К 100-летию ЮФУ: формирование математических школ» (к.ф.-м.н., доцент Налбандян Ю.С.).

Высокая активность учителей в ходе лекционных и семинарских занятий, наличие выполненных домашних заданий, которые давали преподаватели ЛМШУ практически после каждого занятия, желание и умение работать в команде, которое особенно проявилось на практических занятиях И.Е. Маловой, большое число вопросов «по существу» к преподавателям, что не часто встретишь в учительской аудитории, позволяет говорить об успешности проведения этой уникальной инновационной формы повышения квалификации учителей в рамках Форума.

 

Подведение итогов работы ЛМШУ состоялось на круглом столе по основному направлению «Реализация в РСО-Алания Концепции развития математического образования в 2015 году», на котором участники поделились своими впечатлениями о проведении ЛМШУ в рамках Форума, затронули актуальные проблемы, с которыми они сталкиваются в ходе текущей деятельности. В частности, были озвучены следующие проблемы: большая учебная нагрузка учителя, постоянно возрастающий объем бумажной работы (документы, справки, отчеты), перегруженный объем учебной программы при имеющемся количестве учебных часов, проблемы ежегодно вводимых изменений в содержание КИМов по математике, ЕГЭ, ОГЭ, которые негативно сказываются на психологическом климате в выпускных классах, отсутствие в свободном доступе многовариативных дидактических материалов, отсутствие автоматизированной проверки учебных заданий, необходимость введения переводных школьных экзаменов по математике в основной школе (5-9 классы), необходимость исключения выполнения учителем двойной работы по учету знаний и умений учащихся (одновременное ведение электронного и бумажного журналов), совершенствование системы стимулирования творчески работающих учителей и повышения квалификации учителей, разработки программы для подготовки тьюторов с определением их функциональных обязанностей, уровня их квалификации, целей и задач тьюторов. Указанные проблемы, как отметили учителя, влекут за собой отсутствие времени, желания и возможностей заниматься самообразованием, выполнением инновационной и исследовательской деятельности, ведением факультативной и индивидуальной работы с учащимися. Учителя отметили, что ЛМШУ, как инновационная форма повышения квалификации, способствует повышению интереса и мотивации к творческой инновационной деятельности, развитию педагогической компетентности, повышению мотивации к обмену опытом и новыми знаниями. 

Опытом реализации Концепции в своих регионах поделились также преподаватели и гости ЛМШУ. Проректор по научно-методической работе СОРИПКРО, к.ф.-м.н. Т.Л. Чшиева рассказала о разработанной в рамках реализации Концепции СО РИПКРО для учителей республики системе каскадных курсов, о формировании группы учителей математики-тьюторов, способных передавать свой профессиональный опыт, знания и умения учителям в районах республики, а также  выразила благодарность учителям, принявшим участие в ЛМШУ, и отметила их высокий профессионализм и желание постоянно работать над собой. От имени ректора СОРИПКРО к.пед.н. Л.С. Исаковой она заверила присутствующих в сохранении традиции ежегодного проведения ЛМШУ совместно с ЮМИ ВНЦ РАН, СОГУ и ВЦНМО, с которыми Школа проводится уже в шестой раз.

И.Е. Малова поделилась своими впечатлениями от взаимодействия с участниками ЛМШУ. Она отметила, что в этом году активность учителей – участников ЛМШУ выше, чем в прошлом году, что на протяжении 10 лет в республике важную роль отводят повышению профессионального уровня учителей математики на уровне науки (ЮМИ ВНЦ РАН), дополнительного образования (СОРИПКРО) и исполнительной власти (Минобрнауки РСО-А), что приведет, по её мнению, к хорошим результатам. «Уже второй раз на Конференции о результатах собственной исследовательской деятельности докладывает учитель математики Охват Л.П., основой её исследования стал анализ внедрения нового учебно-методического комплекта по математике «Математика. Психология. Интеллект.» авторов д.пед.н. Н.Г. Гельфман и д.п.н. М.А. Холодной. В течение года проводятся значимые, на мой взгляд, семинары и вебинары с учителями, некоторые присутствуют на ЛМШУ, на них идет работа как над ростом математического, так и методического уровня учителей. Всё это можно брать как пример для других регионах, например, использовать опыт проведения Форума в Брянской области. Думается, что итоги всей работы с учителями в течение учебного года необходимо подводить на летнем математическом форуме, важно также привлекать специалистов из разных регионов. На Форуме есть уникальная возможность организовать диалог между математиками, методистами и учителями по поиску решения проблем развития математического образования».

   

А.Х. Назиев поблагодарил оргкомитет за приглашение на Конференцию и ЛМШУ и отметил высокий уровень проведения мероприятия, достаточно тесное взаимодействие академического учреждения – Южного математического института ВНЦ РАН и учреждения дополнительного образования – Северо-Осетинского института повышения квалификации работников образования, что редко встречается в регионах и отметил, что это нужно развивать. Он также предложил тиражировать опыт проведения Форума и ЛМШУ в его рамках в регионах РФ и привлекать для работы в ЛМШУ учителей из всех регионов страны.

В.Н. Дятлов поделился своими впечатлениями об ЛМШУ в 2015 году. Он подчеркнул, что учителя математики – участники ЛМШУ хорошо подготовлены и мотивированы на получение новых знаний и по математике, и по методике математики, что часть учителей – участников ЛМШУ активно работала в течение года на скайп-семинарах в ЮМИ ВНЦ РАН (Охват Л.П., Бегиева Т.Б., Плиева М.А.), что мероприятие развивается, а главное – становится «ярким маяком», который учителю необходим для успеха в профессиональной деятельности. 

Б.Ш. Секинаева как представитель математического факультета СОГУ заверила присутствующих в интересе факультета к совместной деятельности с СОРИПКРО и ЮМИ ВНЦ РАН по работе с учителями математики. Она отметила, что факультет проводит семинары для учителей математики, которые важно было бы расширить привлечением специалистов Южного математического института, СОРИПКРО и лекторов ЛМШУ, для чего необходимо разработать единую учебную программу. 

В.С. Абатурова рассказала участникам круглого стола о проведении совместного с учителями республики (Охват Л.П., Качур Е.А.,Бусарова Т.А., Шпак М.Н.) исследования вопроса о формировании практико-ориентированного стиля мышления учащихся, результаты которого дадут новые направления развития математического образования.

В.С. Абатурова сообщила о разрабатываемом в ЮМИ ВНЦ РАН совместно с ЯГПУ (Ярославль) в настоящее время проекте по развертыванию в созданной научно-образовательной среде республики четырех кластеров развития, состоящих из инициативных образовательных учреждений (3-4 школы) и инициативных и компетентных педагогов (8-10 учителей), реализующих эффективное развитие математического образования в условиях академической и административной поддержки по следующим направлениям:
• психодиагностическая культура педагога как ведущая характеристика готовности и успешности управления образовательным процессом;
• новое в математике с приложениями как стимул проектирования в школьной математике элективных курсов, факультативных занятий, исследовательской деятельности учеников, и, самое главное, повышения учебной мотивации (фрактальная геометрия и нечеткие множества, стохастические модели, обобщенные конструкты школьной математики, историогенез математических открытий и т.п.);
• информационно-коммуникационные технологии и средства как эффективные инструменты освоения математики (системы динамической геометрии и компьютерной алгебры, дистанционное обучение, педагогические программные продукты, малые средства информатизации и т.п.);
• интеллектуальные игры (шахматы, го, жипто) как эффективные средства развития интеллектуальных операций школьников и повышения интереса к математике в контексте поэтапного выявления математических закономерностей в играх.

Кроме этого Вера Сергеевна отметила, что одной из особенностей предлагаемых мероприятий является их нацеленность на каждого ученика, или, точнее, на увлеченного математикой ученика (в отличие от традиционной направленности на одаренных или отстающих в математике учеников). При этом успешность инновационных мероприятий по реализации Концепции зависит от профессиональной культуры и личностной заинтересованности педагога. Это требует существенных усилий в организации повышения квалификации педагогов, мониторинга результатов обучения и профессиональной готовности педагога, наличия материально-технического и инновационного методического оснащения и обеспечения учебного процесса.

В.С. Абатурова сообщила, что участники ЛМШУ заинтересовались указанными направлениями и готовы войти в состав республиканской группы педагогов-исследователей для инновационной деятельности. По проведенному в ЛМШУ опросу  в состав этой группы готовы войти Кухужева К.В. (МБОУ СОШ № 8 г. Моздок, РСО-А), Никогосова Г.А. (МБОУ СОЩ № 3 г. Владикавказ, РСО-А) – «новое в математике»; Охват Л.П. (МБОУ СОШ № 1, ст. Архонская, РСО-А), Ерёменко О.А. (МБОУ СОШ № 1, ст. Архонская, РСО-А), Чукаева В.А. (МБОУ Гимназия № 4, г. Владикавказ) – «психодиагностика»; Герасимовская О.Н. (МБОУ СОШ № 2 ст. Архонская, РСО-А), Литовская О.А.(МБОУ СОШ № 8 г. Моздок, РСО-А), Рябоволова Е.В. (МБОУ СОШ № 8 г. Моздок, РСО-А), Мильдзихова Ф.Г. (МБОУ СОШ с. Донгарон, РСО-А), Филипова Е.К. (МБОУ Лицей, г. Владикавказ, РСО-А) – «ИКТ».

Также В.С. Абатурова рассказала о работе научных сотрудников лаборатории образовательных технологий ЮМИ ВНЦ РАН над совместным проектом с И.Е. Маловой по совершенствованию уровня методической подготовки учителя математики в 2015-2016 уч. году и о желании участников ЛМШУ участвовать в этой работе. В составе этой группы следующие учителя: Бегиева Т.Б. (МБОУ СОШ № 27, г. Владикавказ, РСО-А), Караева Д.А. (МБОУ СОШ № 30, г. Владикавказ, РСО-А), Литовская О.А. (МБОУ СОШ № 8, г. Моздок, РСО-А), Охват Л.П. иЕрёменко О.А. (МБОУ СОШ №1, ст. Архонская, РСО-А).

В завершение круглого стола участники поблагодарили организаторов за проведение ЛМШУ на высоком организационном и научно-методическом уровне и выразили желание передать Минобрнауки РСО-А слова благодарности за проявляемый интерес к учителю математики и привлечение в республику известных специалистов в области математической науки и математического образования, а также материал по итогам работы круглого стола, который необходимо учесть в ходе дальнейшей реализации в республике Концепции развития математического образования в РФ.

 

По итогам работы каждой сессии участники ЛМШУ получили сертификаты, а учителям, прошедшим полный курс обучения в ЛМШУ, включающий два образовательных модуля в объеме 72 часов, будут выданы свидетельства о повышении квалификации на августовской конференции учителей математики.

Интерес учителей к освоению новых подходов к обучению математике устойчиво растет. Введение новых образовательных стандартов в общеобразовательную школу стало стимулом для повышения квалификации учителей и совершенствования своего профессионального мастерства, как в традиционной, так и в инновационной формах повышения квалификации. 

ЛМШУ как инновационная форма работы с учителями, уже шестой год внедряемая в РСО-Алании, стала примером для других регионов, что подтверждается желанием гостей-лекторов ЛМШУ распространить этот опыт работы с учителями в своих регионах. 

По итогам проведения ЛМШУ был разработан и представлен проект Программы развития инновационной деятельности школьного кластера по реализации Концепции развития математического образования в РСО-Алания в 2015-2020 гг.; готовится к представлению учебно-методическое пособие для учителей по ведению инновационной деятельности.