1. Пресс-центр
  2. Новости
  3. ЮМИ
  4. Ученый секретарь ВНЦ РАН В.С. Абатурова выступила с докладом на XXVIII Международной научной конференции

Ученый секретарь ВНЦ РАН В.С. Абатурова выступила с докладом на XXVIII Международной научной конференции

Январь 28, 2021 Просмотров: 526

В период с 25 по 30 января 2021 года в онлайн формате состоялась Двадцать восьмая международная конференция «Математика. Компьютер. Образование», соорганизаторами которой традиционно являются: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Пущинский центр биологических исследований РАН, Научный совет РАН по биологической физике, Объединенный институт ядерных исследований (ОИЯИ г. Дубна), Институт прикладной математики им. М.В. Келдыша РАН, Научный центр прикладных исследований ОИЯИ (г. Дубна), Государственный университет «Дубна», Межрегиональная общественная организация «Женщины в науке и образовании». С докладом «Об обобщенном умении учащихся осуществлять математическое моделирование реальных ситуаций и процессов» на секции «Гуманитарное и естественно-научное образование» выступила с.н.с. ЮМИ ВНЦ РАН, ученый секретарь ВНЦ РАН к.пед.н. В.С. Абатурова. 

В своём докладе В.С. Абатурова представила результаты международных мониторинговых исследований двух последних десятилетий в области школьного математического образования, включая исследования по оценке качества математического образования в начальной, основной и средней школе (TIMSS), функциональной (математической) грамотности 15-летних учащихся (PISA), которые показывают, что российские учащиеся, в основном, испытывают трудности при решении задач, описывающих реальные ситуации. В связи с этим актуальна методологическая и методическая проблема поиска и реализации педагогических условий, методов и средств для формирования и развития у учащихся обобщенного умения осуществлять математическое моделирование реальных ситуаций и процессов. 

В.С. Абатурова представила также опыт внедрения в школьное математическое образование специального курса «Математическое моделирование – школьникам. Линейные модели», который был разработан более десяти лет в лаборатории образовательных технологий ЮМИ ВНЦ РАН и реализуется в ходе проведения факультативных и кружковых занятий по математике в школах РСО-А и во Владикавказском центре непрерывного математического образования (ВЦНМО), а также при проведении спецкурса на Летней школе точных наук (ЛШТН), проводимой ежегодно ВЦНМО и ЮМИ ВНЦ РАН для школьников РСО-А. 

Ещё одним средством формирования и развития у учащихся обобщенного умения осуществлять математическое моделирование реальных ситуаций и процессов является, участие школьников в соответствующих турнирах и конкурсах, в частности, в Международном командном турнире по математическому моделированию (ТММ), организованном с 2018 года в СУНЦ МГУ к.ф.-м.н. доцентом В.Н. Дубровским (https://internat.msu.ru/turnir-mm-3/). Анализ результатов команды учащихся ВЦНМО (III место в Конкурсе оптимизационных задач) и других команд, участвующих в ТММ, показывает, что учащиеся развивают способности строить и анализировать математические модели реальных ситуаций и явлений, учатся работать в команде, оформлять решения в виде научной статьи, докладывать о полученных результатах в форме презентации на итоговой конференции ТММ. 

Актуальным является разработка цикла курсов и образовательных программ соответствующего уровня сложности по математическому моделированию реальных ситуаций и процессов на основе адаптации достижений прикладной математической науки для массовой школы.

Источник: ЮМИ ВНЦ РАН