1. Пресс-центр
  2. Новости
  3. СОИГСИ
  4. Газета "Северная Осетия". Патриарх этнографического кавказоведения"

Газета "Северная Осетия". Патриарх этнографического кавказоведения"

Февраль 16, 2021 Просмотров: 540

15 февраля исполнилось 105 лет со дня рождения Бориса Александровича КАЛОЕВА (1916–2006) – выдающегося советского и российского этнографа, доктора исторических наук, профессора, главного научного сотрудника сектора Кавказа Института этнографии АН СССР, заслуженного деятеля РСО–А и РЮО.

СТРАНИЦЫ ЖИЗНИ

Б.А. Калоев родился в с. Байком Закинского ущелья в крестьянской семье. В 1940 году окончил исторический факультет Северо-Осетинского государственного педагогического института. В 1941 году ушел на фронт курсантом Закавказского военно-политического училища, участвовал в тяжелых боях за освобождение Ростова-на-Дону, Таганрога, Донбасса, в июле 1943 года был ранен. Награжден орденами Отечественной войны I и II степени и 15-ю медалями, в том числе медалями "За боевые заслуги" и "За отвагу". 24 июня 1945 года участвовал в легендарном Параде Победы на Красной площади.

Свой долг Родине в годы ВОВ отдали все три брата Калоевых. Средний из братьев, Султанбек Александрович – врач, генерал-майор медицинской службы, награжден орденом Отечественной войны I степени, двумя орденами Красной Звезды, медалями "За оборону Кавказа", медалью "Во Славу Осетии" и др. Умер 13 марта 1997 года в Москве, похоронен на Кунцевском кладбище. Младший брат, Хазби Александрович, – осетинский поэт, автор поэм, драм и стихотворений, среди которых: драма "Сыновья Бата", поэма "Последняя тревога", стихотворения: "Жестокий бой начался", "Смерть фашиста", "Я не жалею жизни своей…", "Меч"… В возрасте 22 лет в звании младшего лейтенанта геройски погиб на Курской дуге 8 июля 1943 года. Молодой поэт был похоронен в селении Красная поляна Обоянского района Курской области.

В 1948 году с учебы в аспирантуре Института этнографии АН СССР начинается научная биография Б.А. Калоева. В 1951 году он защищает кандидатскую диссертацию "Моздокские осетины (историко-этнографическое исследование)", в 1969 году – докторскую диссертацию "Осетины. Проблемы этногенеза и этнографическая характеристика".

В 1950-2006 годах Б.А. Калоев прошел путь от младшего до главного научного сотрудника сектора Кавказа ИЭ АН СССР. В 1970-1980 годах работал преподавателем в Литературном институте им. А. М. Горького.

Б.А. Калоев – автор 14 монографий, более 150 статей и очерков по истории, этнографии и культуре осетин и других народов Северного Кавказа. Среди широко известных трудов: монография "Осетины", выдержавшая несколько переизданий, "Миллер-кавказовед" (1963), "Осетины глазами русских и иностранных путешественников" (1967), "Материальная культура и прикладное искусство осетин" (1973), "М.М. Ковалевский и его исследования горских народов Кавказа" (1979), "Вторая Родина Коста" (1988), "Моздокские осетины" (1995), многочисленные статьи для двухтомного энциклопедического словаря "Мифы народов мира" (1980) и мн.др.

Б.А. Калоев изучал осетинский нартовский эпос, написал несколько статей по этой проблематике, выступал на двух Всесоюзных нартовских конференциях в Орджоникидзе и Сухуми, участвовал в издании трех сводных текстов осетинской Нартиады.

Борис Александрович был опытным полевым исследователем, с 1953 года в течение ряда лет возглавлял историко-этнографические экспедиции на Северном Кавказе: Дагестанскую, Адыгейскую, Чеченскую, Ингушскую и др.

Скончался 23 октября 2006 года в Москве.

Книжный фонд Б.А. Калоева, насчитывающий несколько тысяч единиц, был передан в дар Научной библиотеке СОИГСИ им. В.И. Абаева.

ЭТО СОВЕРШЕННО ОСОБОЕ ИМЯ В ОСЕТИНОВЕДЕНИИ

Борис Александрович внес неоценимый вклад в формирование национального самосознания осетин. В 1967 году выход в свет в издательстве "Наука" его фундаментального труда "Осетины" сопровождался большим общественным резонансом: люди звонили друг другу, чтобы поделиться этой новостью, просили одолжить книгу "почитать на ночь". Ведь это был первый труд, посвященный происхождению, этнической истории и традиционной культуре осетин. Именно тогда впервые пришло понимание, что мы – народ, о котором написан весомый академический труд. Поэтому Борис Александрович Калоев – это совершенно особое имя в кавказоведении и осетиноведении. Полевые историко-этнографические экспедиции под руководством Б.А. Калоева, его научные консультации сыграли судьбоносную роль в становлении многих известных ныне кавказоведов как профессиональных ученых. А переданная в дар СОИГСИ личная библиотека Бориса Александровича и сегодня является важным ресурсом в подготовке молодых ученых.

ЗАЛИНА КАНУКОВА, доктор исторических наук, профессор, директор СОИГСИ.

ОБОГАТИЛ НАУЧНОЕ НАРТОВЕДЕНИЕ

Б.А. Калоев своими многочисленными трудами вошел в историю науки как патриарх этнографического кавказоведения. Если в исследовании этногенеза осетин по данным языка пальма первенства принадлежит В.И. Абаеву, то по данным этнографии и фольклора – Б.А. Калоеву. "Осетины" Б.А. Калоева – целая энциклопедия осетинской жизни, первая и единственная такого рода книга о нашем народе: она должна стать настольной книгой в каждой осетинской, и не только осетинской, семье.

Однако анализ его трудов позволяет ставить вопрос о весомом вкладе ученого не только в этнографическое кавказоведение, но и в фольклористику, в частности – в нартоведение. Калоев много лет собирал полевой этнографический материал в осетинских ущельях, сопоставление которого с текстами нартовских сказаний подтвердило скифо-осетинские этнокультурные параллели, преемственность культуры осетин от скифо-сарматов и алан, значимость иранского элемента в этногенезе осетин.

Как признанный специалист, Калоев привлекался к сотрудничеству при очередных изданиях осетинских нартовских сказаний. Еще в 1951 г. вышли нартовские сказания в Москве. Калоев, вместе с В.И. Абаевым, Н.Г. Джусойты и Р.А. Ивневым был в числе составителей и тех, кто снабдил издание комментариями и послесловием. Словарь и комментарии Калоев подготовил и к книгам "Сказания о нартских богатырях" (М., 1960), "Сказания о нартах. Осетинский эпос" (М., 1978).

Калоев не ограничивался анализом текстов осетинских нартовских сказаний, проводил их сопоставление с текстами других национальных версий Нартиады и пришел к выводу, что осетинский нартовский эпос отличается более стройной единой композицией, наличием целого ряда интереснейших циклов, отсутствующих в других национальных версиях. Калоев солидарен с учеными, считающими VIII–VII вв. до н.э. начальным этапом формирования эпоса, и разделяет мнение исследователей эпоса, которые возводят создание его основного ядра к аланской эпохе. Ученый доказывает отражение нескольких эпох в нартовских сказаниях, в том числе, монгольской, и считает, что некоторые сказания складывались в те времена, когда предки осетин были расселены вдали от современных границ Осетии. Калоев рассматривает и анализирует эпос с этнографической точки зрения, находит массу параллелей из области культуры и быта осетинского и нартовского общества. Калоев существенно обогатил научное нартоведение, внес существенный вклад в исследование этногенеза и этнической культуры осетин, в частности – в проблему скифо-алано-осетинской преемственности.

НЕУТОМИМЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ

Борис Александрович Калоев известен ученому миру как неутомимый исследователь-этнолог, которому принадлежат капитальные труды, ставшие прочной опорой для современного кавказоведения. Его, стоящего у истоков становления и развития кавказоведческой науки, отличали широта научного диапазона, пытливость, доброжелательность, индивидуальность и глубокое понимание значения комплексного изучения народов Кавказа.

Собранный профессором Калоевым полевой материал более чем за полувековой период, выявленные архивные и музейные данные, ставшие основой фундаментальных монографий, очерков и множества статей, не могут не внушать доверие и уважение к великому труженику науки этнографии. Но поистине уникальны рассыпанные в трудах Калоева сведения об осетинском языке и языковедах, с которыми ученого не раз сводила судьба. Теплота и взвешенность отзывов, тонкий юмор и острая наблюдательность в этих воспоминаниях и оценках привлекают читателя, создают атмосферу дружеского общения. Добрая дружба и многолетнее близкое общение между Калоевым и Абаевым имели жизненную основу: оба не кабинетные ученые, в большинстве их работ полевой материал, добытый на местах проживания кавказских народов; оба заботились о сохранении родного языка и первостепенной задачей считали постепенный переход к своему историческому самоназванию "аланы".

ЕЛЕНА БЕСОЛОВА, доктор филологических наук, профессор, заведующая отделом осетинского языкознания СОИГСИ.

КРУПНАЯ НАУЧНАЯ ВЕЛИЧИНА

Борис Александрович прожил активную, творчески напряженную жизнь, которая оставила яркий след в кавказоведении и осетиноведении. Он и при жизни воспринимался как крупная научная величина, но и после кончины Бориса Александровича влияние его на развитие этнологической науки, кавказоведения и осетиноведения не ослабело, а, наоборот, усилилось.

Этот яркий ученый с течением времени воспринимается все крупнее и масштабнее. Его классический труд "Осетины" и сейчас остается одной из наиболее часто цитируемых книг в современных исследованиях. Борис Александрович остается живой фигурой на современном этапе развития этнологии.

ЛАРИСА ГОСТИЕВА, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела этнологии СОИГСИ.

Людвиг ЧИБИРОВ, доктор исторических наук, профессор, заведующий отделом этнологии СОИГСИ.


АВТОР: Б. БИРАГОВА

Материал опубликован на сайте газеты "Северная Осетия" от 16.02.2021г.